22.10.2024, 22:32

В Национальном драмтеатре им. Б. Басангова с успехом реализован проект «Тепло родного дома» при поддержке министерства культуры РФ. 

Это - цикл творческих мероприятий, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности. Калмыкия стала первым регионом, с которого начался этот масштабный проект. До конца года он будет осуществлен во всех федеральных округах нашей страны. 

В течение трех дней на театральных сценах  будут проходить тематические спектакли, рассказывающие о традициях и обычаях народов России, важных исторических периодах и событиях. Для зрителей будут организованы встречи  с российскими театроведами, специалистами в сфере народного творчества.  

Символично, что проект стартовал с показа спектакля  «Калмыцкая свадьба» (автор пьесы и режиссер - художественный руководитель Нацтеатра Борис Манджиев). Не случайно он особенно любим у калмыцкой публики. Это - яркий пример синтеза законов драматургии и устного народного творчества. Режиссеру удалось сохранить и передать все своеобразие живой разговорной речи, великолепие макталов, йорялов, обрядовых песен и традиций.

Перед началом спектакля Борис Наминович представил публике московских искусствоведов и лекторов – Наталью Зыкову, Аллу Туеву и Ирину Волкову. После показа состоялось обсуждение, которое прошло в игровой форме. Во второй день для калмыцких зрителей был представлен спектакль Дагестанского государственного кумыкского музыкально-драматического театра им. А. Салаватова «Работаем, брат!». Он посвящен подвигу лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова. Как известно, посмертно офицеру было присвоено звание «Герой России». 

Завершился  проект  показом   видеоверсии оперы «Красная шапочка»,  написанной русским композитором Цезарем Кюи в 1911 году, либретто Марины Поль по одноименной сказке Шарля Перро. Она была посвящена наследнику Николая II, цесаревичу Алексею.

«Красная шапочка» была поставлена в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н. И. Сац в 2021 году. Теперь ее видеоверсию увидели и калмыцкие театралы. Стоит отметить, что в зале присутствовало много представителей образовательных организаций Элисты, детских школ искусств. Камерный, очень милый, слегка назидательный спектакль произвел сильное впечатление на педагогов и родителей. Самое любопытное в этой партитуре - абсолютно все партии (даже Волка, охотников и дровосеков) написаны исключительно для женских голосов. Дело в том, что «Красная шапочка» предназначалась вовсе не для профессионального театра, а для царских детей. Из-за болезни цесаревич не мог участвовать в играх и прочих забавах, поэтому Цезарь Кюи сделал распределение ролей с расчетом лишь на Великих княжон и гувернанток. Финал оперы не может не очаровать. Он сглаживает всю остроту фольклорного первоисточника и сказки Шарля Перро. Волк у Цезаря Кюи перевоспитывается и отказывается от хищнической природы в пользу печенья и конфет.

Вита БАИРОВА