Порог этого здания в тенистом оазисе в отдалении от шумной улицы Ленина переступал с надеждой или тревогой в душе каждый взрослый элистинец.
В калмыцкой столице домов, построенных до войны, сохранилось не больше полутора десятков – частная застройка не в счет. Одним из таких «старожилов» является городская поликлиника, построенная в 1938 году. Здание входит в число памятников архитектуры, объектов культурного наследия муниципального значения. Впрочем, историческую ценность представляет только лицевая часть, от которой так и веет стариной глубокой.
Двухэтажное здание является переходной формой от конструктивизма к новому (по тем временам) стилю. Это подчеркивалось строгой симметричностью и декором 50-метрового фасада. Элементы в виде полукружий, прямоугольных декоративных сегментов можно увидеть на фасаде и западном торце здания. А вот о симметрии давно говорить не приходится, здание «обросло» пристройками.
Автор проекта – первый дипломированный архитектор Калмыкии Сергей Хазыков. После окончания Московского архитектурного института в 1937 году, Сергей Абенович возглавлял в Элисте управление по делам строительства и архитектуры и был главным архитектором степной столицы. Кстати, при разработке проекта поликлиника виделась как композиционное ядро больничных застроек. С некоторой натяжкой можно сказать, что таковым продолжает оставаться.
Согласно архивным сведениям, в годы Великой Отечественной войны здание было сожжено. В 1960-е годы полуразрушенный остов был восстановлен, в последующем появились большие пристройки для физиотерапевтического отделения и целого ряда специализированных кабинетов. В общей сложности площадь помещений двухэтажных пристроек, не нарушивших в целом архитектурный комплекс, более чем в два раза превышает объем довоенного здания.
Рассматривая старое фото, видим, что парадный вход предваряли пять колонных опор с квадратными капителями, верхнюю часть фасада «возвеличивали» портреты вождей мирового пролетариата. Их со временем сменило рельефное изображение медицинского герба: змея, обвивающая чашу, по обеим сторонам – гирлянды из листьев лавра, дуба как символ мужества и самопожертвования.
Здание горполиклиники изначально имело мансарду с полукруглыми углами. Карниз оформлялся кирпичными выступами по всей длине здания, над входными дверями имелась площадка с окном по центру. Стены между окнами были украшены стилизованными колоннами. Цоколь зиял окнами, вероятно, подвальные помещения в прошлом использовались. В 1960-е годы на мансарде исчезают окна. Затем исчезает карниз и появляется рельефная надпись «Поликлиника», подчеркивающая социальный статус здания. Круглая колоннада заменена квадратным столбом.
Слева и справа широкий вход застроен, появляются пристройки с оконными проемами. Ближе к сегодняшнему дню колонна превратилась в стену между двумя дверями, плоская крыша приобрела решетку с перилами, по карнизу протянулись водосточные трубы. Словом, фасад эпохи конструктивизма постепенно трансформировался в некий симбиоз вычурности и прагматичности.
К площадке перед бывшим парадным, ныне закрытым входом ведет лестница из бетонных ступеней с высоким парапетом. Вообще, к номинально главному входу «стекается» много лестниц, дорожек. Но функционал у них нулевой. Сохранность исторической части местами оставляет желать лучшего: трещины, осыпи, отслоение штукатурки от кирпичной кладки, общая неухоженность. Будем надеяться, что статус объекта культурного наследия позволит направить
какие-то финансовые потоки на ремонтно-реставрационные работы.
Впрочем, над архитектурными новациями разных десятилетий поколение горожан XXI века особо не заморачивается. Главное – качество и сроки оказания медицинских услуг, удобство записи к узким специалистам или на обследование с применением современного оборудования. Хотя, это уже другая история.
Валерий Асархинов