29.04.2024, 17:34

Вокзал в Элисте был построен в 1969 году. Ворота города не распахнуты, а лишь приоткрыты, потому что плотность прохождения через них невысокая.

Среди знаковых зданий калмыцкой столицы вокзал занимает особое место. Здесь мы радостно раскрываем объятия степной жемчужине или с щемящей грустью прощаемся с ней. Потому облик вокзального комплекса хранится в памяти на полках «ностальгия» или «ожидание» глубоко и прочно.

В конструктивном и архитектурном плане здание почти такое же, как и 54 года назад. Если не принимать во внимание огромное мозаичное панно над главным фасадом и косметические изменения после ремонтов. К слову, последняя реконструкция проводилась здесь в преддверии эстафеты олимпийского огня Сочинских игр. Здание запроектировал институт Мосгипротранс, архитектор – Леопольд Малашонок. Авторы мозаичного панно – Петр Итяксов, Мингиян Пюрвеев, Григорий Чернокнижный – мастерски отразили в своей работе калмыцкие мотивы.

«Внутренняя планировка здания вокзала отражена во внешних формах: большие витражи на всю высоту зала с боковых фасадов удачно контрастируют с глухим торцом главного объема и равномерным ритмом окон подсобных служебных помещений в боковых крыльях», – пишет Джангар Пюрвеев в книге «Архитектура Калмыкии».

Яркой особенностью здания являются десять белых колонн, поддерживающих выступающую часть второго этажа, и проход между «аквариумом» и кассовым залом. Крытая платформа хорошо защищает от солнца и ветра. Железнодорожная часть на четыре метра выше уровня привокзальной площади. Можно попасть на перрон через переходы с западной и восточной сторон здания. По величественной лестнице (под ней диспетчерская) поднимаемся в зал ожидания. Когда-то на втором этаже можно было перекусить в кафе.

Как утверждают геодезисты, вокзал расположен на самых больших высотах Элисты. Он долго возвышался в гордом одиночестве, пока с обеих сторон не «подкрались» многоэтажки двух микрорайонов. Площадь перед автовокзалом в целях безопасности огорожена. Сюда пропускают только рейсовые автобусы, в том числе транзитные, отправляющиеся в Москву, Санкт-Петербург, соседние регионы, районные центры. Многие пользуются услугами припаркованных здесь частных такси, которые готовы отвезти вас в любую точку. Время до рейса можно скоротать в зале ожидания или пунктах быстрого питания. Естественно, дежурит полиция, есть медпункт, туалет.

По железной дороге из Элисты сегодня можно уехать до узловой станции Кавказская, в Анапу, с 23 июля – Адлер. Дважды вокзал принимал турпоезд «Цветущая степь». Когда-то из Элисты отправлялись пассажирские составы в Москву, Ставрополь, уходили поезда Памяти в Сибирь, прибывали тематические эшелоны, посвященные Великой Победе. Нынче станция принимает (щебень, оборудование) и отправляет (зерно) грузы. Пустынный зал ожидания на втором этаже украшает стенд с проектом реконструкции вокзала и транспортного узла. Эскиз главного здания в форме гигантской юрты впечатляет.

У автора этих строк свои милые воспоминания о вокзале. В детстве мальчишками гоняли по перрону на велосипедах, за что были «награждены» строгим внушением транспортного инспектора. Дружно ходили через рельсы и шпалы за смородиной. В молодости шабашили на разгрузке вагонов, а потом устраивали посиделки под плакучими ивами перед вокзалом. Отсюда абитуриентом отправлялся в первое самостоятельное плавание на учебу в вуз. Сюда под перестук колес возвращался из армии. И вокзал всегда равнодушно взирал на бурные человеческие

эмоции – объятия при встрече, слезы расставания.

Совмещенный вокзал Элисты может и должен развиваться. Это в интересах всех жителей республики и туристов. Загруженные мощности главного транспортного объекта Калмыкии могут стать точкой роста экономики республики. Ворота города требуется широко распахнуть.

Валерий АСАРХИНОВ