Дистанционное мошенничество по-прежнему остается актуальной проблемой для Калмыкии.
Звонки злоумышленников, когда они обманом выманивают данные о картах (чаще всего представляясь сотрудниками служб безопасности банков) или побуждают граждан сделать перевод, стали основным способом хищений средств из банков.
По данным за прошедший январь на уловку аферистов попались 17 жителей республики, сообщили в пресс-службе МВД по РК. Напомним, в 2020 году в Калмыкии было совершено более 500 преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
К сожалению, излишняя доверчивость жителей региона продолжает оставаться способом зарабатывания денег для телефонных мошенников.
В последнее время стали появляться более сложные схемы: к звонкам от «банковских работников» добавились звонки от «правоохранительных органов», которые «подтверждают», что кто-то пытается украсть деньги клиента, поэтому их надо спасти путем перевода на «безопасный» счет. Также злоумышленники начали звонить от имени бюро кредитных историй и сообщать, что обнаружили попытки оформления кредитов с использованием паспорта жертвы.
К примеру, в середине февраля пенсионер из Элисты, следуя инструкции злоумышленников, представившихся банковскими сотрудниками, через банкомат перевел на счета злоумышленников 155 тысяч рублей.
Оплата товара вперед – обычная практика интернет-магазинов, которую с успехом применяют мошенники. Их задача – заставить людей заплатить за несуществующий товар. При этом продавцы-мошенники дошли до того, что присылают покупателям поддельные цифровые копии договоров купли-продажи или других официальных документов, подтверждающих сделку. Отправив аванс или оплатив полную стоимость товара, а часто и услуги по его доставке транспортной компанией, покупатель не получает оплаченный заказ.
По такой схеме лишился 85 тысяч рублей житель степной столицы. После переговоров, получения фото и видеороликов упаковки товара, копии накладной, заверенной печатью транспортной компании, мужчина удостоверился в «законности» сделки и перевел деньги. Однако сразу после этого телефон продавца оказался заблокирован.
Жертвой другой схемы обмана стала элистинка, руководитель частной торговой компании. Телефонные мошенники представились женщине банковскими сотрудниками и сообщили ей о подозрительных переводах между ее счетами. Несмотря на то, что потерпевшая пользовалась услугами разных банковских организаций, мошенников это не смутило - они рассказали горожанке о сотрудничестве банков. После этого потерпевшая обналичила имеющиеся у нее карты и перевела через банкомат денежные средства в размере 260 тысяч рублей на указанные злоумышленниками счета. Только после того, как аферисты вдобавок сообщили ей и об оформлении на ее имя кредита, она поняла, что беседует с мошенниками, и завершила разговор.
Стоит отметить, что полиция параллельно с расследованиями уголовных дел проводит масштабную информационную кампанию по профилактике такого рода преступлений. И не безрезультатно. В качестве положительных примеров можно привести недавний случай с 63-летней элистинкой, которой позвонил неизвестный мужчина и представился работником банка. Он сообщил, что пожилой женщине одобрен кредит, и предложил оформить его в режиме онлайн, на что та категорически отказалась. Она предложила своему собеседнику самостоятельно прибыть в отделение банка, однако получила отрицательный ответ, что ее и насторожило. О подозрительном звонке бдительная элистинка, сразу же прервавшая разговор, сообщила в полицию. Или вот еще один случай: в начале февраля 62-летнему горожанину позвонил неизвестный мужчина, который сообщил ему, что его сын задержан по подозрению в совершении преступления, связанного с незаконным хранением наркотиков. Незнакомец представился сотрудником полиции и предложил решить проблему путем передачи 20 тысяч рублей на мобильный номер телефона.
Мужчина и его домочадцы не стали спешить с переводом денежных средств, зная о подобных случаях обмана, и для начала связались с молодым человеком, который по телефону объяснил, что с ним все в порядке.
Вита Баирова