Иностранных граждан в России несколько миллионов, в массе своей это трудовая миграция.
Калмыкия, конечно, – не мегаполис, но и у нас иностранцев немало. И это не только студенты КалмГУ и торговцы на рынке.
Правовое положение иностранных граждан разное: разрешение на временное проживание, вид на жительство, статус беженца, работа по патенту. Еще различие: страны, с которыми у России установлен безвизовый режим, и государства, гражданам которых при пересечении границы требуется разрешение на въезд. Понятно, что все иностранцы проходят через миграционную службу, ряд карантинных и медицинских мероприятий.
Регулирование внешней трудовой миграции на территории республики осуществляется Межведомственной комиссией РК по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Сюда поступают заявки хозяйствующих субъектов на привлечение иностранной рабочей силы, которые рассматриваются, утверждаются и направляются в Минтруд России. На федеральном уровне издаются приказы в разрезе субъектов и работодателей. Таков в общих чертах алгоритм прохождения документов.
По информации Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, на 2022 год поступило шесть заявок от работодателей в общем количестве 55 человек. Кто, кого и откуда приглашает? Строительная организация в Элисте заявила потребность на 25 штукатуров из Китайской Народной Республики. Другие строители – на девять человек из республик бывшей Югославии, причем в основном на инженерно-технических работников.
Приглашают трудовых мигрантов и аграрии – в животноводство (пять человек), сферу переработки продукции (жиловщики мяса и субпродуктов – шесть человек). Все – из Китая. Ожидается оформление разрешения на работу в качестве уполномоченных по делам религии для девяти человек, главным образом из Индии. Один специалист приглашен из Сербии для реализации проекта, связанного с консорциумом КТК-Р. В течение года допускается корректировать заявку на иностранную рабочую силу, как в сторону уменьшения, так и увеличения.
Кстати, в 2020 и 2021 годах также подавались заявки на привлечение иностранных граждан для временной трудовой деятельности. Однако, в силу известных обстоятельств, обусловленных пандемией, въезд трудовых мигрантов в Калмыкию не осуществлялся. Тем более что приглашались специалисты из стран, где в те годы «полыхал» COVID-19 и на выдачу въездных виз гражданам этих государств существовали жесткие ограничения. Если «копнуть» еще глубже (2015 – 2019 годы), то фактическое количество иностранцев, оформленных по квоте, колебалось от 24 до 54 человек.
Однако, эти несколько десятков мигрантов в год в республике – только верхушка айсберга. Фактически в степном регионе трудятся немногим меньше тысячи человек. Дело в том, что для представителей стран, с которыми у России установлен безвизовый режим (Узбекистан, Белоруссия, Армения и многие другие), нет необходимости проходить описанную выше процедуру. Они просто вносят фиксированный авансовый платеж за патент на несколько месяцев, при необходимости продлевают его и, пожалуйста, работают на законных основаниях в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, общепите. Стоимость патента – это, в принципе, НДФЛ, поэтому деньги за него поступают в местный бюджет, что немаловажно.
Нужны или нет трудовые мигранты макроэкономике региона, если да, то в каком количестве и каких отраслях? Создают ли они реальную конкуренцию местным кадрам, а может, занимают свободные или низкооплачиваемые вакансии? Навязывают обществу свою ментальность, как ведут себя в быту, имеют ли проблемы с законом? «Понаехали» или все-таки есть польза? Вопросы, дискутируемые не первый год, и однозначного ответа на них нет и, пожалуй, не будет…
Валерий Асархинов