28.05.2022, 15:54

В минувший вторник Глава города – председатель ЭГС Николай Орзаев провел рабочее совещание по проблемной ситуации с энергоснабжением Элисты.

В обмене мнениями и обсуждении мер по недопущению сбоев в подаче электроэнергии приняли участие заместители Главы администрации Элисты Константин Шурунгов, Шафран Тепшинов, Эльзя Доржи-Горяева, замминистра ЖКХ и энергетики республики Эрдни Натыров, депутаты ЭГС, представитель прокуратуры.

Как ранее сообщала наша газета, на ближайшей сессии Элистинского городского Собрания перед руководством компании «Калмэнерго» будут поставлены злободневные, волнующие каждого горожанина вопросы по модернизации электросетевого хозяйства, повышению трансформаторной мощности, надежности сетей.

Ни для кого не секрет, что главная причина частых аварийных отключений – ветхий, изношенный в среднем на 86% электросетевой комплекс. Чтобы кардинально улучшить ситуацию филиал ПАО «Россети Юг» -«Калмэнерго» реализует инвестиционную программу модернизации электросетевого хозяйства. Вернее, должен реализовывать, но этого не происходит. Энергетики занимаются чем угодно, только не модернизацией. Провода угрожающе провисают до земли, трансформаторы искрят, десятилетиями устраняются только аварийные порывы, сбои в работе ТП и подстанций. О полной замене сетей, обновлении оборудования и увеличении мощности подстанций, строительстве новых ЛЭП, цифровизации процессов речи не идет в принципе. Почему кроме авральных ремонтов ничего нового не создается практически с советских времен? Надеемся, что на этот и другие вопросы гарантирующий поставщик даст исчерпывающие ответы.

«С муниципалитетом программа модернизации электросетевого хозяйства не согласовывалась. Это неправильно, потому что именно городские структуры знают и планируют развитие территорий Элисты. Нужно понимание программы, как она выполняется, какие объемы и сроки в нее заложены, какие возможности у города для участия в этой программе. Необходимо прилагать совместные усилия, чтобы массовые отключения электроэнергии больше не повторялись. Есть конкретное население, которое исправно платит за свет, оно должно быть обеспечено качественным электроснабжением. Это главное», – резюмировал Николай Орзаев.

Безусловно, добросовестного плательщика не волнует степень износа сетей или общая дебиторская задолженность. Ему нужно бесперебойное и качественное электричество, без риска, что «накроются» электроприборы, и он имеет на это право. Если это законное право нарушается, то весомое слово за надзорным органом, за прокурорским реагированием.

Что касается компенсации материального ущерба, то принято решение через городскую администрацию подготовить реестр пострадавших от отключений, оказать им юридическую поддержку и максимальное содействие в возмещении потерь. При этом понесенный ущерб необходимо компенсировать в правовом поле, также следует рассмотреть возможность перерасчета или снижения тарифа за конкретный период в случае длительного отсутствия света. «Россети» должны отнестись к этому вопросу с пониманием. Кстати, по закону исполнители коммунальных услуг (в нашем случае «Калмэнерго») несут юридическую ответственность за непредоставление или некачественное предоставление услуг, ограничение предоставления услуг, ненадлежащее техническое состояние инженерно-энергетических систем и т. д.

По данным ЕДДС Элисты, с 20 декабря 2021 года поступило 2823 обращения по поводу отключений электричества. Главой города направлено обращение в прокуратуру, надзорное ведомство приступило к проверке.

На совещании был рассмотрен вопрос о бесхозных сетях, не числящихся нигде на балансе. Энергетики отказываются проводить на них аварийно-восстановительные работы. Впрочем, это тема отдельного конкретного обсуждения, которая тоже держится на контроле.

Программе модернизации необходима ощутимая финансовая подпитка, но только не за счет повышения тарифов – в Калмыкии и без того самая дорогая в округе стоимость киловатта. По данному вопросу регионом готовится обращение в Минэнерго России.