29.09.2024, 08:32

В Элисте завершился VI региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Традиционный смотр молодых дарований, ставших умельцами в избранной сфере уже в студенческом возрасте или на заре трудовой биографии, проводился на семи конкурсных площадках. Чемпионат зафиксировал рекордные 27 направлений, из них пять компетенций «Навыки мудрых» для участников в возрасте 50+. Отрадно, что в проекте задействовано старшее поколение, и традиции преемственности обретают новый смысл.

В День защитника Отечества в Калмыцком филиале Московского государственного гуманитарно- экономического университета (МГГЭУ) после церемонии открытия стартовали конкурсы по двум самым, пожалуй, трендовым компетенциям: «Кибербезопасность» и «Разработка виртуальной и дополненной реальности». Участников напутствовали директор филиала Эрдне Пашнанов, республиканские руководители: министр цифрового развития Алексей Этеев, и.о. министра образования и науки Булган Ангирова.

Три дня в учебных мастерских команды студентов учреждений среднего профессионального образования готовили программные продукты. В каждой команде по два участника – лучшие представители своих учебных заведений. Дисциплина в аудиториях – сродни сдаче ЕГЭ. Никаких хождений, разговоров, выход в интернет – исключительно под присмотром наблюдателя, скачивать разрешалось только картинки и музыку для дизайнерского оформления. Посторонним дальше желтой черты у двери вход был запрещен.

По словам заместителя главного эксперта по VR, преподавателя информационных технологий Раисы Катаевой, в первый день конкурсанты готовили игровую программу для телефона на базе андроид – аквариумная рыбка спасается от хищников и должна успеть собрать все икринки. Во второй день конкурсным заданием поручалась разработка программы для ПК – «стрелялка», тир, мишени и прочие атрибуты. В виртуальный мир погружались с помощью очков и шлема.

Наконец, в третий день, по информации преподавателя КФ МГГЭУ Айым Жардемовой, студентам предстояло выполнить смешанное задание по созданию программы в виртуальной и дополненной реальности, применимой и для смартфона, и для гаджета с использованием VR- аксессуаров. Целеполагание на момент написания этих строк, было неизвестно, потому что задания рассылаются из федерального центра WorldSkills лишь за несколько часов до начала испытаний. Вновь напрашиваются аналогии с ЕГЭ. Важно, что разработанные программы носят прикладной характер, самые продвинутые из них могут предлагаться как игровые приложения. По специальной шкале оценок эксперты дают заключение по каждому конкурсному дню, баллы суммируются, в итоге определяется победитель, который получает право участия во всероссийском финале проекта «Молодые профессионалы».

В компетенции «Кибербезопасность» тоже пишутся программы, защищающие от опасного проникновения. Не секрет, этот цифровой мир буквально напичкан кибератаками, взломами, мошенниками, хакерами и прочим криминалом.

Что дает студентам участие в чемпионате? Многое. Во-первых, практические навыки и соревновательный опыт. Во-вторых, это простор для творчества и, возможно, выход на рынок игровых программ. В-третьих, победители регионального этапа получают – десять баллов, которые учитываются при поступлении в вуз, другие участники получают бонусные пять баллов.

Заметим, что 90% выпускников филиала продолжат «грызть гранит науки» в высшей школе именно по своему направлению.

Лучших студентов, потенциальные работодатели, что называется, «ведут» со старших курсов, приглашают, стимулируют. Это понятно, ведь специалисты, умеющие готовить программные продукты и владеющие приемами информационной безопасности, все более востребованы в любой сфере. В эпоху всеобщей цифровизации кризис перепроизводства, как это случилось с экономистами, юристами, психологами, специалистам в области IT-технологий точно не грозит.

Валерий Асархинов