24.11.2024, 04:09

По итогам 2021 года Калмыкия вошла в число 26 регионов – лидеров по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный формат.

«Цифровизация постепенно проникает во все сферы жизни, наши земляки все активнее используют новые возможности цифровой трансформации. Важно, чтобы все наши жители могли оперативно пользоваться всеми услугами и взаимодействовать с госорганами. Будем и дальше последовательно развивать в Калмыкии цифровую среду», – отметил Глава республики Бату Хасиков.

Между тем Правительство России утвердило постановление, разрешающее подросткам с 14 лет самостоятельно создавать личную учетную запись на портале «Госуслуги» и пользоваться его сервисами. А дети младшего возраста могут быть зарегистрированы родителями.

Ветер перемен, безусловно, коснулся и МФЦ, которые являются сегодня самым востребованным форматом обратной связи и документооборота между населением и органами власти. Нет необходимости расшифровывать аббревиатуру «МФЦ», сюда уже много лет стекается поток людей за получением той или иной справки. «Многофункциональный центр» или новый тренд в названии – Центр услуг «Мои документы». Как выяснилось, это один и тот же функционал, где ключевым является слово «услуги». Для населения это главное.

МФЦ министерства цифрового развития РК состоит из двух отделов в Элисте, 13 – в райцентрах, 42 подразделений в сельских муниципалитетах и одного центра оказания услуг для бизнеса. Главный элемент МФЦ – «окно» (читай – рабочее место), где происходит общение заявителя со специалистом. Всего универсальных «окон» приема и выдачи документов  124 И работают в «окнах» тоже универсалы, те, кто может оказать любую услугу. Таких специалистов обучают примерно полгода.

О кадрах. Образование у всех сотрудников высшее, это обязательное требование. Принимают выпускников вузов разных специальностей, но приветствуются юристы и экономисты, у которых в силу специфики образования стартовые возможности выше, значит, карьерные перспективы весомее. Доля окончивших КалмГУ – 84%. Более того, в главной калмыцкой альма-матер запрашивают лучших выпускников, «ведут» их со старших курсов. Средний возраст специалистов 33 года. При этом эффективным бонусом стал сплав молодости и опыта. Любопытный факт: по мнению ученых, оптимальное гендерное соотношение в коллективе – треть одного пола на две трети другого. В МФЦ примерно так и есть, женщин, естественно, больше.

О дресс-коде. Белая рубашка, черные брюки, коричневый галстук и белая блузка, черная юбка прямого покроя, коричневый платок. У всех бейджи. Еще более строгие требования к поведению – внимательность, доброжелательность к клиенту. Это святое.

Спектр услуг постоянно расширяется. Из новшеств отметим криптобиокабину, она стала подспорьем при оказании услуги по оформлению и выдаче загранпаспорта нового поколения с биометрическими данными. Другим шагом в движении навстречу пожеланиям населения стал успешный старт сервиса по регистрации рождения и смерти. К слову, Калмыкия стала пятым регионом России по оказанию этой услуги.

Началось предоставление услуги по печати на бумажном носителе сертификата о вакцинации. За два месяца отделами МФЦ принято почти пять тысяч обращений. Это относится только к лицам, не имеющим учетной записи на портале Госуслуг.

В условиях пандемии, когда в 2020 году многие учреждения резко ограничили прием посетителей, центр «Мои документы» по-прежнему принимал всех заявителей. Население к этому привыкло, и после снятия ряда ограничений в Пенсионном фонде, Росреестре, Управлении ЗАГС, налоговой инспекции, МВД, «по инерции» продолжает приходить в МФЦ.

Однако новая напасть под названием «омикрон» вынудила перейти на систему предварительной записи. Впрочем, записаться на прием несложно по одному из вариантов: на сайте mfc.rk08.ru; через приложение «Мои документы. Онлайн»; по телефону (84722) 9-57-87. Запишут самое позднее на завтра, или даже на сегодня. Можно получить талон в самом Центре. Посетителей «развели» по времени, что снизило скученность людей в закрытом помещении. Норматив времени ожидания в очереди – не более 15 минут, в МФЦ соблюдается неукоснительно.

В АУ «МФЦ» предоставляются 170 услуг, из них 78 – муниципальных. С 2014 года показатель объема вырос в 2,5 раза – с 70 до 174 тысяч услуг в год. Среднее количество услуг в день превышает 1100, более половины из них – в Элисте. Эти цифры являются ярким подтверждением динамичного повышения значимости системы МФЦ, ее ключевой роли в налаживании диалога между гражданами и государством.

Автор этих строк для себя отметил еще три важных момента. Приятно удивила позиция руководителя МФЦ Санджи Хулхачиева и его заместителя Данары Сотниковой. Дело в том, что некоторые услуги быстрее и удобнее получить в других ведомствах. И люди перенаправляются из МФЦ в эти самые учреждения. Потому что комфорт граждан важнее плановых показателей центра «Мои документы». Это дорогого стоит.

Другой момент. Востребованные справка о составе семьи, выписка из домовой книги внесены в систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). МФЦ предлагает, чтобы эти документы не требовали, не вынуждали бегать по городу, а инстанции сами запрашивали эти сведения через СМЭВ. И вновь респект руководству Центра за такую позицию.

МФЦ в первом микрорайоне остро нуждается в парковке, при таком наплыве заявителей здесь лишь небольшой клочок земли. В администрации города эта ситуация известна, с наступлением благоприятных погодных условий на прилегающей территории будет устроена автостоянка.

Конечно, в большом коллективе МФЦ кипит и внерабочая жизнь. Здесь давно стали традиционными спартакиады, конкурсы, выезды в соседние регионы, корпоративы. Есть активный профсоюз. Впрочем, это уже другая история.