29.03.2024, 11:07

В воскресенье – День железнодорожника. Станцию «Элиста» процветающей не назовешь, но здесь заметно движение пассажиров и грузов.

19 октября 1969 года вся Элиста пришла на открытие железной дороги. Благодаря тогдашнему руководителю республики Б.Б. Городовикову калмыцкая столица соединилась с сетью железных дорог страны. Событие важнейшее – в Элисту потоком пошли грузы для народного хозяйства, строительства. Часть местной продукции отправлялась в обратном направлении в закрома Родины. Наладилось регулярное пассажирское сообщение с Москвой, Ставрополем.

Прошло более полувека. Несмотря на лихие 90-е годы, оптимизацию и другие реформы в системе РЖД, станция «Элиста» выжила. Объемы перевозок и номенклатура грузов заметно сократились, а пассажиры сегодня могут уехать только в курортную Анапу.

Начальник станции «Элиста» Джангар Обушиев – руководитель деятельный, опытный, свое хозяйство знает досконально, планы по его развитию строит смелые. Зал ожидания украшает стенд с проектом реконструкции вокзала и транспортного узла. Впечатляют эскизы здания в форме гигантской кибитки.

Что прибывает на станцию? 90% объема – это инертные материалы, проще говоря, щебень. Его заказывают дорожники. Иногда выгружают целую «вертушку» – состав из 43 вагонов по 70 тонн. Щебня за сезон (март – ноябрь) разгружают до 200 тыс. тонн. Остальные 10% «импорта» по факту – холодильное оборудование, тракторы, железобетонные изделия, опоры, трансформаторы. Что касается «экспорта», то из Элисты зерно и муку отгружает предприятие, базирующееся на элеваторе. Имея свою мельницу, зерновая компания планирует увеличить объемы выгрузки до десяти и более вагонов муки в год.

Активы станции – это главные и локальные пути, специализированные площадки на грузовом дворе, складское хозяйство общей площадью 2000 кв. м. Из техники – козловой кран, машины и оборудование. В 2014 году, перед прибытием эстафеты олимпийского огня, станцию привели в порядок – после капитального ремонта преобразились перрон, фасад со стороны путей, кровля и интерьер двухэтажного здания вокзала.

Доукомплектовали сканирующими устройствами оборудование для досмотра багажа и ручной клади. Соблюдаются требования «антитеррора» и пожарной безопасности. В прошлом году благодаря усилиям руководителей республики был запущен поезд Элиста – Анапа – Элиста. В этом году поезд удлинился – недавно состав был дополнен пятым по счету вагоном из-за ажиотажного спроса на билеты. Заполняемость двух купейных и трех плацкартных вагонов стопроцентная, это 230 посадочных мест. Периодичность рейса – один раз в неделю, время в пути – 18 часов, дольше, чем на автобусе, зато комфортно, безопасно и познавательно. Особенно для детей. Для этой категории пассажиров, а также пенсионеров действует скидка – 50%. Стоимость билетов варьируется (нижняя/верхняя полка): купе – от 2696 до 3500 руб., плацкарт – от 1452 до 2692 руб.

В Элисту прибывали туристические поезда «Цветущая степь» на фестиваль тюльпанов и тематический «Поезд Победы». Сотрудничество Калмыкии с РЖД и Федеральной пассажирской компанией углубляется, на ПМЭФ- 2022 между партнерами подписано новое соглашение. В планах – круглогодичный маршрут Элиста-Адлер через Краснодар. Есть предложения по строительству железной дороги Улан Хол – Элиста – Зимовники, в отдаленной перспективе – Элиста – Волгоград. Эти проекты вошли в Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. Недалеко от Зимовников находится стратегический узел Куберле, откуда стальные артерии расходятся в трех направлениях. Словом, есть надежда, что тупиковая станция «Элиста» когда-нибудь станет транзитной, пассажирский трафик и грузопоток будут «растекаться» в разных направлениях. При таком развитии событий что-то от «бюджетного пирога» будет «отрезано» на реконструкцию здания нашего совмещенного вокзала. Почему бы не помечтать?

Остается пожелать, чтобы коллектив станции «Элиста» – путейцы и диспетчеры, грузчики и связисты, инспектора по досмотру и кассиры, технический и административный персонал, дождались поэтапной реализации больших задумок.

Чингиз АЛЬМИНОВ