24.11.2024, 04:30

Кибермошенники продолжают обманывать людей, используя для своих афер все доступные средства коммуникации.

Как распознать лжесотрудника банка, какими схемами пользуются злоумышленники. Об этом и многом другом «ЭП» рассказал заместитель начальника отдела уголовного розыска УМВД по г. Элиста Мингиян Катаев.

«К сожалению, телефонные мошенники никуда не исчезли. За девять месяцев этого года в Элисте совершено 224 киберпреступления, 69 из них раскрыты. Чаще всего жертвами аферистов становятся пожилые люди. Факт неприятный, но, конечно, неудивительный: пожилые люди более доверчивы, не очень «дружат» с гаджетами и услугами мобильных приложений. На них легко работают приемы социальной инженерии, особенно если преступники давят на «больные» места (родственники, здоровье, пенсия, положенные выплаты)», - подчеркнул Мингиян Александрович.

По его словам, в октябре в степной столице произошли три крупных факта мошенничества и предпринята одна попытка. Жертвами иногороднего преступника стали пенсионеры. Организатор преступления звонил пожилым на стационарные телефоны, кстати, звонки на домашние номера в последнее время становятся все более популярными у аферистов.

Кибермошенник звонил элистинцам и обманным путем под предлогом оказания помощи внукам, детям, якобы совершившим ДТП, убеждал передать деньги для лечения пострадавших. Ничего не подозревающие, волнующиеся за судьбы своих родных, пенсионеры передавали деньги пришедшему «курьеру». В трех случаях мошенническая схема была реализована, в четвертом случае «курьера» спугнула соседка «жертвы».

«По всем фактам мошеннических действий возбуждены уголовные дела. Сотрудниками полиции проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Призываем граждан сохранять бдительность и не вступать в телефонные переговоры с незнакомыми лицами, кем бы они ни представлялись», - отметил Мингиян Катаев.

Схемы, которые используют киберпреступники, постоянно меняются, но, как правило, они не сложны. Поскольку все сценарии противоправных действий мошенников рассчитаны на доверие потенциальных жертв, как показывает практика, представителей «серебряного» возраста. К примеру, звонок из «ГИБДД» можно назвать «ветераном» в мошенническом мире. Пожилому человеку звонит якобы инспектор и сообщает, что его сын или дочь, внук или внучка сбили человека и нужно заплатить родственникам пострадавших, чтобы уголовному делу не дали хода. Популярным остается и звонок из «банка» с предложением вложить деньги под выгодный процент. В связи с этим важно уделять особое внимание своим старшим родственникам.

Иногда от такого типа мошенников пенсионеров спасают и просто неравнодушные люди. Например, в Челябинской области таксист вместо банка повез взволнованную пожилую женщину в полицию, когда узнал, что она едет снять деньги для «избавления сына от тюрьмы».

Вита БАИРОВА