23.11.2024, 12:22

В Элисте с участием представителей МВД по РК и Отделения - Национального банка РК Южного ГУ ЦБ РФ состоялся брифинг, посвященный профилактике дистанционного мошенничества.

КОГДА ЗВОНЯТ ИЗ БАНКА

Как сообщил заведующий сектором отдела безопасности Отделения - Национального банка РК Южного ГУ ЦБ РФ Сергей Манджиев, в апреле-июне текущего года размер ущерба по операциям без согласия клиентов сократился на 6%, хотя количество таких операций увеличилось на 28,5%. Злоумышленники совершили почти 280 тысяч хищений, в результате чего люди потеряли 3,6 млрд рублей.

Банк России инициировал блокировку более 270 тысяч телефонных номеров, которые использовались для обмана. Кроме того, выявлено более восьми тысяч сомнительных интернет-ресурсов, информацию о которых Банк России передал в Генеральную прокуратуру для дальнейшей блокировки.

«Наиболее распространенной практикой остаются звонки от лжесотрудников Банка России либо коммерческих банков. Мы обращаем внимание, что Банк России не работает с физическими лицами и клиентами. Если в разговоре собеседник представляется нашим сотрудником и для того, чтобы информация была более убедительной, предоставляет копии удостоверений, то, как правило, это подделка. Обязательно прерывайте разговор и блокируйте незнакомый номер», - отметил С.Манджиев.

Инфоповодом для мошенников также явилось недавнее обновление банкнот номиналом 5000 рублей. Злоумышленники придумали новую легенду о срочной замене старых купюр образца 1997 года. Эксперт отметил, что купюры нового образца выйдут в оборот еще не скоро. Замена произойдет естественным образом – по мере износа и обветшания старых. На это уйдет не один год.

Он также добавил, что с 21 октября 2023 года вступил в силу закон об информационном взаимодействии Банка России и МВД. Он позволит ведомствам оперативно обмениваться информацией о случаях мошенничества и получателях средств. Закон поможет предотвратить мошеннические переводы и повысить скорость расследования киберпреступлений.

Представитель банка также напомнил о том, что информация о новых приемах мошенников регулярно публикуется на официальном сайте Банка России в разделе «Противодействие мошенническим практикам». Также на просветительском сайте Финкульт.инфо есть рубрика с говорящим названием «Грабли», куда пользователи со всей России присылают истории о том, с помощью какой схемы их пытались обмануть, а финансовые эксперты комментируют и дают советы, как сохранить свои средства.

ЯВКИ И ПАРОЛИ

Оперативный сотрудник МВД по РК Ольга Лиджи-Гаряева рассказала о наиболее распространенных способах обмана граждан и особенностях проведения оперативной работы при раскрытии такого рода преступлений.

«В Калмыкии наиболее распространены звонки от якобы представителей банков, сотрудников правоохранительных органов и других государственных служб. Также отмечаются дистанционные хищения под предлогом публикаций ложных предложений об оказании услуг либо продаже товаров на таких сайтах как «Авито», соцсети «Вконтакте». Кроме того, мошенники предлагают совершить вложения в инвестиции путем скачивания мобильного приложения», - отметила Ольга Лиджи-Гаряева.

По ее словам, в текущем году самыми популярными схемами мошенничества стали рассылка сообщений о том, что родственник попал в ДТП, а также просьбы о переводе денег со взломанных аккаунтов в соцсетях и мессенджерах. Еще одна новая схема мошенников – звонки от якобы представителей операторов связи, которые сообщают об истекающем договоре на пользование абонентским номером.

«Договор на пользование абонентским номером бессрочный. При переходе по незнакомым ссылкам и введении кодов или паролей можно утратить доступ к личному кабинету на портале Госуслуги, - добавила спикер. – Также при звонке с незнакомого номера, нельзя произносить слово «да». Это может использоваться мошенниками при операциях в банке. Советуем использовать слова «возможно», «допустим».

Что касается статистики, то с начала года количество киберпреступлений увеличилось на 51,7%. Всего за текущий период 2023 года в органах внутренних дел Калмыкии зарегистрировано более 500 преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, уровень раскрываемости составил 35%. Сложность заключается в межрегиональном характере преступлений.

Жертвами аферистов становятся люди независимо от возраста, социального положения, образования, из- за своей доверчивости и невнимательности. Для того, чтобы обезопасить себя и свои сбережения, сотрудники МВД рекомендуют не сообщать никому свои личные данные, не переводить сбережения на счета третьих лиц и не вести телефонные переговоры с неизвестными.

Гиляна МАМОНОВА