Потомок прославленных калмыцких княжеских родов Тундутовых, Балзановых, Онкоровых, барон Серж Гревениц, живущий во Франции, в эти дни находится в Калмыкии.
На родину предков он привез уникальные фотографии, документы и родовое знамя своего прадеда - ульдючиновского зайсанга Гари Балзанова. Эти раритетные экспонаты были торжественно переданы в фонд Национального музея им. Н.Н. Пальмова на постоянное хранение. В настоящее время решается вопрос о том, чтобы предать калмыцкой земле прах дедушки и бабушки Сержа Гревеница - Николая Данзановича Тундутова и Александры Гаряевны Балзановой. Эту информацию на встрече общественности, деятелей культуры с почетным гостем озвучил заместитель министра культуры и туризма РК Николай Санджиев.
Серж Гревениц по отцовской линии является потомком великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, поскольку его отец - Александр Александрович - является потомком младшей дочери поэта Наталии. По материнской линии он принадлежит к калмыцкой аристократии. Мать Сержа - Марина Николаевна - дочь Николая Тундутова и Александры Балзановой.
Напомним, прадед Сержа Гревеница - Данзан Тундутов - князь из рода чорос, сын известного мецената Церена-Давида Цаджиновича Тундутова, был полковником, атаманом Астраханского казачьего войска в годы Гражданской войны. Он первый из калмыков удостоился ордена Почётного легиона. Судьба последнего калмыцкого князя была яркой, драматичной и трагической…
В 1919 году Данзан Тундутов с семьей был вынужден эмигрировать в Европу. В ноябре 1922 года, поверив обращениям советского правительства и письму генерала А. А. Брусилова к чинам царской армии, он вернулся в Россию и был арестован Восточным отделом ГПУ и после 17 дней заключения был освобождён. Осознавая тяжёлое и бедственное положение калмыков и казаков, которые оказались в эмиграции, Тундутов подал рапорт генералу А. А. Брусилову, переданным затем Л. Д. Троцкому, излагавшим тяжелое положение калмыков и казаков за границей и проект реэвакуации всех бывших чинов Белой гвардии в Россию.
14 апреля 1923 года Тундутов был снова арестован, а в августе того же года расстрелян во дворе московской Яузской больницы. На память потомкам сохранилось его знаменитое письмо: "Тем, кто боролся, умеет любить и прощать…".
В настоящее время во дворе Яузской больницы находится памятник жертвам политических репрессий, расстрелянным в 1921-1926 гг., на котором закреплена табличка с именем Данзана Тундутова.
После расстрела Тундутова его жена Ксения Александровна, урождённая Бригер (дочь генерала российской императорской армии Бригера), вместе с сыном Николаем вернулась в Европу.
Заключением Генеральной прокуратуры от 13 марта 1993 года, на основании Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий”, Данзан Тундутов был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.
И вот спустя много лет на месте расстрела своего прадеда побывал его правнук Серж Гревениц.
Приезд в Калмыкию потомка Тундутовых и Балзановых стал настоящим историческим событием. В том, что визит состоялся, заслуга целой группы людей. По инициативе художественного руководителя Театра костюма и пластики Татьяны Миловановой члены калмыцкого землячества в Европе - Чингиз Бюрчиев, Евгений Дацко и Елена Браун - занимались поисками потомков князя Тундутова. И они завершились успешно. В организации визита Сержа Гревеница в Калмыкию приняли активное участие министерство культуры и туризма РК, атаман Калмыцкого казачьего округа Всевеликого войска Донского Эрдни Манжиков, а также представители калмыцкой общественности.
Напомним, что впервые потомков князя Данзана Тундутова во Франции обнаружил калмыцкий журналист Наран Уланович Илишкин, однако встретиться с ними не смог.
В рамках своего визита барон Гревениц посетил родовые земли семьи Балзановых в поселке Ульдючины Приютненского района. Вчера он принял участие в первом конном фестивале "Дайчин Тенгри". Завершится визит господина Гревеница посещением родового поместья семьи Тундутовых в селе Солянка Волгоградской области.
Каменный "дворец из 60 окон", построенный в конце XIX века, парк в английском стиле, фонтаны и виноградники там не сохранились, но лет 30 назад была воссоздана роща. В 2010 году недалеко от села была построена буддийская Ступа просветления.
Тина АКСАЕВА
Фото Ирины Березовской