Многие из нас ежедневно проходят мимо его скульптурных работ. Их знает каждый, потому что они - неотъемлемая часть нашей жизни, культуры и просто прекрасное украшение калмыцкой столицы.
Памятники видному государственному деятелю Басану Городовикову, поэту Александру Пушкину, Цаган Аав на территории центрального хурула - творения рук заслуженного художника России, заслуженного деятеля искусств Калмыцкой АССР Нарана Эледжиева. 1 августа ему исполнилось 80 лет. О специфике профессии и творческом пути с юбиляром поговорила корреспондент "ЭП".
- Наран Яковлевич, расскажите, почему вы выбрали именно профессию скульптора?
- С раннего детства я увлекался рисованием и лепкой из глины. Все последние страницы в школьных тетрадях были в карандашных набросках. А в начальных классах нарисовал портрет франкского воина, который очень понравился учителю истории. Он оставил его себе на память. Став постарше, делал копии картин известных художников. Специально покупал репродукции в местном магазине небольшого сибирского поселка, где в то время жила семья, потом дарил их друзьям отца. В 1959 году поступил в Ростовское художественное училище им. М. Грекова. С этого, собственно, и начался мой творческий путь, и продолжается вот уже почти 60 лет, а хобби переросло в любимую профессию.
Завершить учебу в Ростове не удалось - меня призвали на срочную службу. В армии прошел подготовительные курсы и, будучи срочником, подал документы уже в другое учебное заведение - в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. Там и продолжил учебу. Кстати, в армии тоже успевал заниматься любимым делом - в одной воинской части вылепил фигуру солдата, а в другой- бюсты космонавтов Юрия Гагарина и Валентины Терешковой.
- А как родители относились к вашему увлечению?
- Поддерживали всегда и во всем. Прежде чем ехать в северную столицу, советовался с отцом, выслушал его мнение. Он не был против, а потом помогал мне материально. На втором курсе я уже сам зарабатывал - преподаватель училища создавал скульптурную композицию, посвященную блокаде Ленинграда. Наша группа активно участвовала в творческом процессе, и нам определили зарплату - целых 80 рублей. По тем временам деньги немалые.
- Ваша первая серьёзная работа?
- Дипломная в Ленинградском училище, как мы его еще называли "мухинка". Памятник создателю калмыцкой письменности, просветителю Зая-Пандите. Получил за него "пятерку" и лестные отзывы от известного советского скульптора Григория Ястрибенецкого. Он спросил, где я собираюсь приложить свои силы. Ответил, что поеду домой, в Калмыкию. "Жаль, интересно было бы поработать с таким скульптором", - эти слова мастера были для меня лучше всякой оценки.
- Какое своё творение вы любите больше всех?
- Все до единой. Каждая - мой дух, мое внутреннее состояние, отношение к человеку, природе и эпохе. Все композиции прошли через мое сердце, по ним можно узнать настоящие чувства создателя. Путь художника нелегок, тернист, при этом он интересен и ведет к высотам духовного счастья.
- С какими материалами обычно работаете?
- С деревом, камнем и глиной. А в металле потом отливает очень талантливый мастер Сергей Коробейников. Мы с ним сотрудничаем уже много лет.
- Как вы создаёте скульптуры?
- Сначала набросок, потом пластический ход, затем трехмерное изображение. Важно объединить пространство с архитектурой так, чтобы твоя работа понравилась людям, передать энергетику, идею, атмосферу, эмоции, при этом не используя слов. Скульптура - это взгляд во время, в событие, вечность. Ну, и, конечно, самое главное - художник должен постоянно находиться в поиске, не стоять на месте, не замыкаться на прошлом и думать о будущем. И вложить душу, то есть нужно трудиться, пытаться, доказывать свое мнение, свой талант. Это самое сложное. Планка развития есть в каждой профессии, и её нужно постоянно повышать.
- В старом советском фильме "Приходите завтра" герой Анатолия Папанова, тоже скульптор, разбивает свои работы.
- Вы знаете, через такие порывы, моменты отчаяния проходят почти все художники. Чаще они случаются в период творческого становления, когда ищешь свой путь, свой стиль, что-то новое и никому не присущее.
- Над чем вы сейчас трудитесь?
- Не могу вам сказать, пусть это останется секретом. Публика должна увидеть только конечный результат. Вы ведь, когда пишите статьи, черновики не публикуете в газете?
- Кто-то из детей или внуков пошёл по вашим стопам?
- Один из сыновей окончил Саратовское художественное училище, помогал мне в мастерской, но по состоянию здоровья был вынужден уйти из профессии. Второй выбрал медицинское направление. А вот внук, который только окончил первый класс, проявляет к искусству большой интерес. Знаете, он очень много лепит из пластилина разные фигурки, и они ему, надо признать, удаются. Может это детское увлечение выльется во что-то большее…
Честно говоря, профессия скульптора не востребована у нынешней молодежи, ведь она не считается денежной. А молодые стремятся заработать как можно больше, поэтому быть бессребреником-энтузиастом не модно и не престижно.
Нельзя сказать, что сейчас лёгкое время для искусства. Но оно живёт. И будет жить, пока люди останавливаются у монументов и задумываются о вечном.
Саглара КАЛЯЕВА
Фото Ирины БЕРЕЗОВСКОЙ