25.11.2024, 07:44

В нынешнем году, богатом  на исторические события, исполняется 420 лет Зая-Пандите - ученому-просветителю, чье имя и судьба неразрывно связаны с многовековой историей духовной культуры калмыцкого народа. 

Сегодня, опираясь на исторические сведения, хранящиеся в Национальном архиве РК, мы вспомним основные вехи  удивительной и светлой жизни Зая-Пандиты, многочисленные таланты священнослужителя и наследие, оставленное им для последующих  поколений. 

Зая-Пандита Отторгуйн Далай (по тибетски - Намкайджамц) родился в 1599 году в Западной Монголии. В семье он был пятым ребенком. Деда Зая-Пандиты звали Кюнкюй-Заячи, среди дербен-ойратов он славился необычайной мудростью и пользовался заслуженным доверием и уважением.

Когда Зая-Пандите исполнилось 17 лет, он был посвящен в духовное звание банди, начальную ступень буддийского монашества. Пожалуй, именно с этого времени  жизнь Зая-Пандиты существенно меняется под влиянием отдельных людей и событий. Одним из тех, кто сыграл определенную роль в дальнейшей судьбе молодого человека, был известный ойратский князь Байбагас-Батур, отправивший Зая-Пандиту на  обучение в Тибет. 

В 1616 году Зая-Пандита выехал из Джунгарии через Кёкё-Нур. Спустя год, в 1617 году он прибыл в Тибет. 

В Лхассе, Зая-Пандита был принят в свиту тогдашнего правителя Тибета и получил звание "дронг-кор", что в переводе означает "приближённый товарищ, советник". Однако в этой должности он пробыл совсем недолго и в дальнейшем занялся повышением своего образования.

Зая-Пандита начал с того, что поступил в школу цанид - высшую богословскую школу буддистов-ламаистов. Здесь на протяжении 10 лет он стабильно показывал необычайно высокие способности к буддийскому учению, чем восхищались все окружающие и с уверенностью предрекали Зая-Пандите: "Он будет мудрым!" 

После школы цанид Зая-Пандита продолжил учебу в тарнистическом отделе. Таким образом, в общей сложности его учеба в Лхассе продлилась 22 года. 

Однако тяга к родным местам по-прежнему жила в сердце Зая-Пандиты. В конце 1638 года  он покинул Тибет и в 1639 году  прибыл в Джунгарию. 

В те времена, как в Монголии, так и в Джунгарии между князьями и нойонами шла упорная борьба за власть. Более всего это можно сравнить с периодом междоусобиц удельных князей в Древней Руси. Неоднократно Зая-Пандита выступал в качестве посредника, примирял враждующие стороны. Много раз ему удавалось предотвращать кровопролития. 

Помимо политической Зая-Пандита занимался и духовно-просветительской миссией. Среди ойратов и монголов он имел огромный авторитет, к нему специально приезжали издалека, чтобы послушать его толкование священных сочинений и чтение молитв.  Зая-Пандита не отказывал никому и никогда. Более того, отвечая на просьбы всех приглашающих посетить их,  в итоге объездил практически все монгольские и ойратские кочевья, а также посетил поволжских калмыков. 

Как и в любой иной миссии, Зая-Пандите надлежало подробно рассказывать своим духовным наставникам о том, как протекает его деятельность и каких результатов удалось добиться. Дважды он совершал путешествие в Тибет с несметными дарами и подношениями от верующих. 

К сожалению, даже самый светлый и солнечный день всегда и неизбежно заканчивается закатом солнца. Во время второй поездки в Тибет Зая-Пандита серьезно заболел в дороге. Недуг оказался настолько тяжелым, что вскоре перешел в полный паралич. Болезнь быстро прогрессировала, состояние больного резко ухудшалось. И вскоре настал час, о котором ученик Зая-Пандиты Ратнабадра позже писал, что "солнце, осветившее веру монголов", увы, скрылось за линией горизонта…

Прошло уже более четырех веков с рождения великого мыслителя и мудреца. Наследие, оставленное Зая-Пандитой последующим поколениям - "Тодо бичиг" ("Ясное письмо") - поистине бесценно. 

Вероятно, в современном мире Зая-Пандита заслуженно считался бы гениальным лингвистом, ведь к разработке "Тодо бичиг" он подошел с профессиональной и творческой изобретательностью. Придерживаясь единого графического характера букв, он создал чрезвычайно точный алфавит, где каждый знак имеет только одно значение, и одна буква передает только один звук. 

Конечно же, значение деятельности Зая-Пандиты гораздо шире, и об этом можно долго рассказывать. Помимо разработки алфавита он активно занимался переводческой деятельностью с тибетского языка. 

Благодаря многочисленным трудам ученого-ламы письменность быстро распространилась среди широких масс ойрат-калмыков и их образование в гражданском быту продвинулось далеко вперед.

Светлана Замбаева