05.05.2024, 02:52

80 лет назад было принято постановление СНК КАССР о строительстве дороги «Элиста – Дивное».

История дорожного строительства очень тесно связана с развитием человеческого общества и материальной культуры. В первобытную эпоху люди практически не знали дорог, поскольку, проживая небольшими группами, у них отсутствовала потребность в путях сообщений. С появлением первых государств, для удовлетворения торговых и хозяйственных нужд, а также в военных целях прокладывались первые дороги. Известная поговорка – «все дороги ведут в Рим» – отражала развитую инфраструктуру Римской империи, столица которой была связана сетью мощеных дорог с завоеванными римлянами государствами. Строительство дорог в России имело свои особенности. Поскольку территория нашей страны бедна естественным камнем, но богата лесами, то последние были широко распространены в дорожном строительстве в качестве покрытия. Со временем, конечно, получили распространение и другие виды дорожных покрытий.

В первой половине XIX века в России в области дорожного строительства начал происходить переход от сооружения грунтовых дорог к шоссейным. С приходом советской власти в стране развивалось автомобилестроение, которое повлияло на расширение сети дорог с твердым покрытием. Заметные преобразования в области дорожного строительства произошли и в нашей республике.

В предвоенные годы в Калмыкии во многих сферах наметились положительные тенденции. Зарождались отдельные отрасли промышленности, быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство, продолжался рост грамотности населения. Одной из важных задач этого периода было строительство шоссейной дороги «Элиста-Дивное», которая связывала бы  республиканский центр с ближайшей железнодорожной станцией Дивное.  Сделать это было крайне необходимо, поскольку зимой и весной в силу неблагоприятных погодных условий связь между этими пунктами затруднялась. Из-за плохой дороги происходили бесконечные поломки автомобилей, срывались перевозки леса, топлива, хлеба и других важных товаров для всей республики. Таким образом, удалось бы наладить бесперебойную поставку тысячи тонн грузов, сократить расходы на топливо и ремонт автомобилей, а также приобрести ценный опыт передового строительства.

Все население Калмыкии в ходе  улусных собраний решило начать строительство шоссейной дороги «Элиста-Дивное». 

29 января 1940 года было принято постановление СНК КАССР о строительстве этого важного для нашей республики объекта.

Шоссейная дорога строилась по методу ферганцев, построивших в Узбекистане Большой Ферганский канал имени Сталина в небывало короткий срок, всего за 45 дней, и показавших всю силу народной инициативы и энтузиазма. Хашара – метод всенародной стройки, с помощью которого был построен канал, известен еще с XII века. Таким образом, следует отметить такую важную особенность, как удешевление стоимости дороги «Элиста-Дивное» путем массового участия в строительстве колхозников.

В начале строительства люди были настроены пессимистично к такой масштабной работе. Поводом для беспокойства была малая численность населения, из-за нехватки которого колхозы могли не справиться с сельскохозяйственными работами. Также люди предполагали, что возникнет нехватка природного камня, однако в Калмыкии было обнаружено несколько карьеров, да и серьезных проблем с сельскохозяйственными работами не возникло.

В ходе строительства дороги был проделан колоссальный труд. Велись земляные работы параллельно с добычей, подвозом и мощением камня, агитационная и другие виды деятельности. Дорога протяженностью 98 км была поделена на участки, которые закреплялись за отдельными улусами. В архивных документах говорится, что на строительстве дороги из всех улусов участвуют 4995 человек. Немаловажным было и санитарное обслуживание, которому было уделено должное внимание. Были проведены беседы санитарно-профилактического характера, медперсонал следил за чистотой на трассе и в колхозных станах, за приготовлением еды, питьевой водой, добивался устройства бань. На строительных участках организовали школы для взрослых по ликвидации неграмотности и малограмотности. Перед строителями выступали артисты, устраивались показы фильмов. Все это в совокупности способствовало успешному выполнению, а также перевыполнению плана строительства. Производительность одного человека за весь период стройки равнялась 160 %. 

Наконец, 16  сентября 1940 года было закончено строительство дороги, которое продолжалось пять с половиной месяцев. Для Калмыкии это было большим достижением. Следует отметить, что 1940 год - год окончания народной стройки совпал с такими знаменательными датами, как 20 лет со дня провозглашения Калмыцкой автономной области и 500-летием героического эпоса «Джангар».

Таким образом, строители шоссейной дороги «Элиста-Дивное» внесли неоценимый вклад в развитие нашего региона. История всегда играла немаловажную роль в воспитании моральных традиций, поскольку гордость за историческое прошлое своего народа способствует формированию исторического сознания.  Пусть великие достижения наших предков и по сей день вдохновляют нас на дальнейшее развитие нашей республики.

 

Родион Кичаев, ведущий архивист Национального архива РК