25.11.2024, 05:00

С началом Великой Отечественной войны трудящиеся Калмыцкой АССР активно участвовали в борьбе с фашизмом не только на фронтах, но и в тылу.

Война ставила перед мирным населением много проблем и задач, одной из которых было снабжение центра страны нефтепродуктами. Они тогда производились на нефтяных приисках в Азербайджане и перевозились по железным дорогам через города Краснодар и Ростов-на-Дону. Нужен был дополнительный безопасный путь из Закавказья в центр страны.

Постановлением Калмыцкого обкома ВКП (б) и Совнаркома Калмыцкой АССР от 30 сентября 1941 года строительство железнодорожной линии Астрахань – Кизляр признана важнейшей стройкой в республике. К 15 октября 1941 года со всех уголков Калмыкии были направлены на строительство железнодорожной линии Астрахань-Кизляр в порядке трудовой и гужевой повинности 6200 человек рабочих и 2150 подвод. К 4 августа 1942 года строительство железнодорожной линии было завершено. Трудящиеся Калмыкии досрочно закончили строительство железной дороги Кизляр - Астрахань. И уже летом 1942 года по этой дороге из прифронтовых районов республики в тыл были эвакуированы тысячи паровозов и другие народнохозяйственные грузы. Были отправлены эшелоны с войсками и боеприпасами для Сталинградского фронта, где в это время разгоралась величайшая битва.

Стремительное наступление немецко-фашистских войск в 1941 году создало угрозу прорыва к г. Сталинграду и к регионам Северного Кавказа, в связи с этим возникла необходимость создания оборонительных сооружений в Ростовской и Сталинградской областях. Постановлением Совета Народных Комиссаров Калмыцкой АССР и бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) от 31 октября 1941 года было решено мобилизовать на оборонительные работы сроком на 40 дней 20 тыс. человек, 1200 парных подвод и 1800 пар тягла с упряжью.

На строительство Донского оборонительного рубежа мобилизовано из республики 13 тыс. человек. Мирные жители Калмыкии в тяжелых погодно-климатических условиях пешком организованно прошли 250 км до места и с 10 ноября 1941 года по 12 января 1942 года выполнили огромный объем работы: одной земли вынуто свыше 1,5 млн кубометров. Особенно отличились трудящиеся города Элисты, вынувшие 150 тыс. кубометров земли и Малодербетовского улуса - 189 тыс. кубометров земли. Хорошо работали также трудящиеся Троицкого, Кетченеровского, Западного, Приютненского, Сарпинского, Яшалтинского улусов. За проявленный героизм и самоотверженность Президиум Верховного Совета Калмыцкой АССР наградил 750 человек Почетными грамотами и 32 человека представлено к правительственным наградам. Всему коллективу строителей за активное участие в оборонном строительстве Верховный Совет 8-й саперной армии объявил благодарность.

Надо учитывать, что жители Калмыкии привлекались и на другие участки оборонительного строительства. Это было связано с тем, что война затягивалась и разворачивалась на больших пространствах СССР.

Руководство Калмыкии в ответ на запросы трудовых ресурсов вынесло постановление об участии в строительстве линии обороны города Сталинграда силами Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского улусов. Было мобилизовано 3000 человек и 250 подвод на строительство линии обороны города Сталинграда сроком до окончания работ.

Для выполнения задания Государственного комитета обороны по строительству оперативных аэродромов и немедленного обеспечения базирования ВВС фронта на территории Калмыкии бюро Обкома ВКП(б) и Совнарком Калмыцкой АССР 15 июля 1942 года постановили построить к 25 июля 1942 года 18 оперативных аэродромов на территории Калмыцкой АССР. Строительство оперативных аэродромов возложено на следующие улусы: Западный улус – один аэродром в районе Будульчинер, Яшалтинский улус – два аэродрома в районе Будульчинер, Приютинский улус – один аэродром в районе с. Приютное, Мало – Дербетовский улус – один аэродром в районе с. Малые – Дербеты, Сарпинский улус – один аэродром в районе с. Садовое, Кетченеровский улус – один аэродром в районе с. Кетченеры, Черноземельский улус - два аэродрома в районе с. Яшкуль и с Утта, Юстинский улус - два аэродрома в районе с. Юсты, Приволжский улус - два аэродрома в районе с. Красный Худук, с. Довсна– Худук, Долбанский улус - один аэродром в районе с. Красный Худук, с. Довсна – Худук, Лаганский улус - один аэродром в районе Белого Озера, Улан – Хольский улус - два аэродрома в районе Белого Озера. Также решено отремонтировать и привести в полную готовность к 25 июля 1942 года Элистинский аэродромный узел. В Элисте - три аэродрома: Лолинский, Аршанский и Элистинский, в Троицком улусе – в районе с. Троицкое. К 10 августа 1942 года на всех аэродромах должны были построить по 15 укрытий для самолетов и по пять щелей на 10 п/м для летного состава. Первые секретари улускомов ВКП(б) и председатели уисполкомов, в указанный срок строительства аэродромов обеспечили строительство аэродромов необходимым количеством рабочей силы, подвод и механизмов, а именно 300 человек и 100 подвод на каждую площадку.

В связи с наступлением немецко–фашистских войск на юге СССР Военный совет Сталинградского военного округа 26 августа 1942 года постановил в двухдневный срок мобилизовать трудоспособное население, независимо от возраста и увеличить число работавших на оборонительных рубежах правобережья реки Волги города Астрахани до 30 тыс. человек и из них 3000 человек - из Калмыцкой АССР.

Одновременно принимались меры по подготовке и отправке на фронт материальных ресурсов. Республика поставила для армии сотни тракторов, 800 автомашин, около двух тысяч лошадей, более 1,5 тыс. подвод и т.д.

Население Калмыцкой АССР во имя победы над фашизмом самоотверженно помогало фронту. Женщины и подростки в тылу заменили мужчин, ушедших на фронт. Рабочие и служащие помогали выращивать хлеб на полях, а на уборку урожая выходили все: домохозяйки, старики и школьники. Рыбаки Лаганского улуса, особенно рыбаки-стахановцы колхоза им. Чапаева Лаганского улуса, ежеквартально перевыполняли план добычи рыбы.

Таким образом, трудящиеся Калмыцкой АССР, в основном женщины, подростки и пожилые люди, внесли свой вклад в победу над фашизмом своим непосильным трудом.

Руслан ОВАЛОВ,

главный архивист

Национального архива РК