25.08.2019, 14:35

Калмыкия на пороге важного политического события - выборов главы республики. 

По аналитическим обзорам, республика относится к субъектам, в которых острые негативные (и вообще значительные с точки зрения интеграции в федеральную повестку) информационные поводы появляются крайне редко, считает аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Виктория Мамонова. "ЭП" публикует статью эксперта в сокращении. 

Показателями для оценки политической управляемости региона остаются степень консолидации региональной элиты и поддержка действующей власти на выборах федерального и регионального уровней.  

Декабрьские встречи Алексея Орлова с первым заместителем руководителя администрации президента РФ Сергеем Кириенко и министром сельского хозяйства РФ Дмитрием Патрушевым интерпретируются, с одной стороны, как позитивный сигнал для действующего главы, с другой - как послание местным элитам: для Кремля приемлемо существующее положение дел в регионе. К позитивным сигналам для А. Орлова можно также отнести включение главы Калмыкии в состав правительственной комиссии по региональному развитию.

 

Итоги выборов и электоральная управляемость

На выборах президента в марте 2018 года Калмыкия добилась лучших показателей среди  регионов Нижнего Поволжья: явка в Республике Калмыкия составила 69,85%, в Волгоградской и Астраханской областях - 68,14% и 60,42% соответственно. Владимира Путина поддержали в Калмыкии 81,66% избирателей, в Волгоградской области - 77,56%,  в Астраханской области - 76,95%.

Показательны результаты местных выборов в сентябре 2018 года в Народный Хурал Калмыкии, на которых укрепила свои позиции правящая партия. Всего в Калмыкии проголосовали 112,2 тыс. избирателей, явка составила 54,1%.  Депутатские мандаты в парламенте республики распределились следующим образом: "Единая Россия" - 21, КПРФ - 4, "Справедливая Россия" - 2. Председателем парламента стал Анатолий Козачко ("Единая Россия").

После выборов в Народный Хурал активность КПРФ в регионе значительно снизилась. Наибольшая активность системной оппозиции (особенно после выборов в Народный Хурал) связана в регионе со "Справедливой Россией": партия традиционно подвергает критике руководство региона и призывала отправить А. Орлова в отставку. Однако КПРФ "Справедливую Россию" не поддержала. Непривлекателен регион и для несистемной оппозиции. В 2017 году Калмыкия была единственным регионом Нижнего Поволжья, где А. Навальный даже не планировал открытие своего штаба для сбора подписей по двум основным причинам - немногочисленность населения республики и  традиционно высокая поддержка власти в регионе.

 

Сельское хозяйство, транспорт и связь

Феномен Калмыкии заключается в том, что, имея не самую сильную экономику, республика смогла сдержать санкционный удар, который пришелся на 2014-2017 годы, стабилизировать социально-экономическое положение и более того продемонстрировать рост по ряду показателей. За этот период валовой региональный продукт Калмыкии с 46,7 млрд руб. увеличился до 56,8 млрд руб. Основными его триггерами, по мнению эксперта, стали сельское хозяйство, а также транспорт и связь.

Стоит отметить, что объем производства продукции сельского хозяйства с 2014 года по 2017-й увеличился на 5,9 млрд руб. За последние годы в регионе наблюдается рост численности откормочных площадок, а также увеличение их общей мощности. 

ВРП по виду деятельности "транспорт и связь" составлял в 2014-м году 5.955,7 млн, в 2016 - 12.677,1 млн руб. За январь-ноябрь 2018 года грузовыми автомобилями крупных и средних организаций автомобильного транспорта, занимающихся грузовыми перевозками, перевезено 590,8 тыс. тонн грузов, что в 2,5 раза больше аналогичного периода 2017 года. 

Социальная сфера 

В 2014-2017 годах республике удалось добиться положительной динамики показателей социальной сферы. Кроме того, в республике завершена реализация республиканской программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда РК в 2013 -2017 годах. За весь период реализации которого расселено 43 631 кв.м., жилищные условия улучшили 3551 человек.

За последние пять лет общие расходы на социальную поддержку граждан увеличились в республике на 244,3 млн  руб. В рамках действующего регионального законодательства предоставление мер социальной поддержки осуществляется по трем основным группам: государственная поддержка граждан пожилого возраста (число правополучателей - 53,3 тыс. чел., объем начисленных выплат - 531,1 млн  руб.); государственная поддержка семей, имеющих детей (число правополучателей - 37,0 тыс. чел., объем начисленных выплат - 223,1 млн руб.); государственная поддержка отдельных категорий граждан, малоимущих семей (число правополучателей -12,1 тыс. чел., объем начисленных выплат - 148,3 млн  руб.).

 

"Переломный" 2018-й год

Переломным для социально-экономического развития республики, по мнению, координатора клуба экспертов Нижнего Поволжья Андрея Серенко, стал 2018 год. Об этом свидетельствуют три фактора. Первое - поступления в бюджет республики выросли на 26%. То, что прирост произошел за счет увеличения индекса сельскохозяйственной продукции и налога на прибыль сельхозпредприятий, свидетельствует о том, что аграрный сектор может развиваться и в условиях кризиса. Второе - сокращение государственного долга республики за 2018 год с 4,5 млрд руб. до 3,8 млрд руб. И третье - в 2018 году республике в полном объеме удалось выполнить социальные обязательства перед населением республики.

Предпосылками для "перелома" 2018 года стал курс на модернизацию региональной административно-политической и экономической системы.

"Стабилизация финансовой и в целом экономической ситуации в Республике Калмыкия сопрягается с повышением эффективности госуправления, которая выражается, прежде всего, в сокращении неэффективных расходов и оптимизации госаппарата.  Был введен принцип единой бухгалтерии в системе образования и здравоохранения, что позволило избавиться от лишней нагрузки на бюджеты", - уверены эксперты.

Эксперты, опираясь на позитивную динамику развития Калмыкии, а также "переломность" 2018 года дают позитивный прогноз и на 2019 год. Этот год, по их мнению, должен стать годом закрепления достигнутого и дальнейшего наращивания социально-экономического потенциала Калмыкии. А гарантией результативности работы в этом направлении должны стать благоприятные итоги предстоящих выборов главы республики.

 

Бюджет развития с профицитом

Принятый в декабре 2018 года бюджет Калмыкии направлен на поддержку ее дальнейшего динамичного развития. Доходы республики на 2019 год определены в сумме 14.979.322, 9 тыс. руб. Общий объем расходов республиканского бюджета - 15.130.254, 5 тыс. руб. Дефицит бюджета в 2019 году составит 150.931, 6 тыс. руб. В течение трех лет власти республики намерены перейти к профицитному бюджету.

Республиканский бюджет на среднесрочный период на 95% сформирован по программно-целевым расходам. Его основу составляют 18 госпрограмм; их мероприятия охватывают все основные направления социально-экономического развития республики. В приоритете, как и прежде, социальная сфера, на которую приходится около 70% всех расходов.

Основными направлениями, на которые будет направлена значительная часть ресурсов, остаются здравоохранение, образование, культура, социальное обслуживание населения, поддержка молодежи, физкультуры и спорта, а также занятость граждан и формирование доступной среды.

Бюджет был принят во втором, окончательном чтении с учетом изменений объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета, утвержденных федеральным законом от 29 ноября 2018 года. Эти средства пришли в регион для реализации национальных проектов: в 9 из 12 (образование, здравоохранение, безопасные и качественные дороги и другие) участвует Калмыкия. Общий объем средств на реализацию национальных проектов в 2019 году составит около 9 миллиардов рублей.

 

Кампания-2019: общие и специфические вызовы

Достижение ряда значимых экономических показателей, которые явились результатом работы предыдущих лет, свидетельствует о стабилизации социально-экономической ситуации в республике, а главное - о способности региональной власти контролировать эту ситуацию и развивать регион. В то же время 2019 год - это не только период новых возможностей для развития, но и время новых угроз.

Условно вызовы 2019 года можно разделить на общие (непопулярные меры правительства РФ: повышение НДС, повышение пенсионного возраста), с которыми предстоит столкнуться всем субъектам РФ, и специфические, характерные для Республики Калмыкия.

 

Непопулярные меры центра и реакция на них

Повышение НДС, рост цен на продовольствие и инфляции в целом, пенсионная реформа формируют негативный фон, влияющий на отношение граждан не только к федеральной, но и к региональной и местной власти. Для властей республики этот фактор особенно актуален в контексте предстоящих выборов главы региона. Ответ на этот вызов  -  решения властей Калмыкии по повышению зарплаты, ставшие возможными благодаря результатам социально-экономического развития региона в 2018 году. По заявлению главы Калмыкии, в первом квартале 2019 года зарплата работников бюджетной сферы вырастет на 20%. Эта работа ведется в рамках выполнения майских указов. По итогам 2018 года Калмыкия вошла в число регионов, которые смогли выполнить все социальные обязательства перед гражданами.

С 1 января 2019 года на 5% были  увеличены оклады представителей 11 категорий работников, наделенных таким правом в рамках майских указов. В республике это около 11,5 тыс. чел., что составляет 60% от общей численности работников бюджетной сферы.

С начала года повысится зарплата и тех категорий бюджетников, которые не упоминаются в указе президента. С 1 января 2019 года в республике традиционно индексируются социальные выплаты - до 4,3%. Для федеральных льготников повышение - с 1 февраля.

Увеличение среднемесячной заработной платы наблюдается в Калмыкии в течение последних нескольких лет, что также подчеркивает тенденцию положительных изменений. 

Вызовом для региональной власти остаются общие проблемы ЖКХ и капитального ремонта. Для повышения работы эффективности в этой сфере  в Калмыкии будет создан институт общественных инспекторов. Общественникам будет предоставлена возможность получить право на проведение проверок предприятий, работающих в сфере ЖКХ. Привлечение общественности к решению подобных вопросов представляется довольно эффективным средством не только собственно решения проблемы, но и стабилизации уровня напряжения в обществе. 

Руководство Калмыкии делает ставку на  открытость власти и максимальное вовлечение общественных объединений и организаций в реализацию контрольных функций. Об этом, например, свидетельствует создание общественных приемных главы республики во всех районных муниципальных образованиях и в Элисте как административном центре, где пройдут выборы в Элистинское городское Собрание.

Смягчение или обострение общефедеральных и специфических региональных проблем в 2019 году прямо скажется на электоральной поддержке власти в Калмыкии.