16.01.2025, 15:13

В северной и северо-западной частях Элисты строят стратегически важную магистраль водоснабжения. Так называемый, «Водовод №1».

Фактически это объект нового строительства стоимостью более 230 млн рублей. Трасса прокладываемого трубопровода пролегает с отступом на два метра параллельно старой трубе, которую, как минимум, раз в неделю «рвет» из-за ветхости. После такой аварии значительная часть города временно «обезвоживается».

Подрядная организация ООО «Газводстрой» – это местные строители, имеющие достаточно серьезный опыт прокладки трубопроводов. По словам гендиректора предприятия Санана Картиева, работы идут по графику, несмотря на то, что процесс тормозят неблагоприятные погодные условия. Вот и в день приезда корреспондентов «ЭП» шел мокрый снег, который буквально на глазах превращал трассу в грязное месиво. На темпы работ также влияют корректировки в проектно-сметную документацию. 

Заказчиком крупного объекта выступает МУП «Водоканал». Работы ведутся с конца июля прошлого года. Глубина прокладки – примерно 2,5 м. Общая протяженность сетей – 4600 м, из них диаметром 560 мм – 2600 м. На остальном участке – диаметром 400 мм. Водовод тянется от резервуара чистой воды (РЧВ) в районе элеватора до примыкания улицы Ипподромной к улице 28-й армии. На пересечении улиц Тенгрин Уйдл и Алтн Булг построена камера переключения, в которой уменьшается диаметр труб. Работы первого этапа, стартовавшего от РЧВ, выполнены в полном объеме. По словам С. Картиева, обеспеченность трубами составляет 100%, укомплектованы вплоть до последнего пикета.

К слову, о трубах. Это современный формат напорных полиэтиленовых труб с защитным покрытием. Они стойкие к стиранию и распространению трещин. Изоляция защищает поверхность труб от агрессивной воды и механического воздействия. Их долговечность на порядок превосходит срок эксплуатации стальных труб.

Технология укладки предусматривает сварку труб в плети, которые затем опускаются в траншею. Однако строительство в условиях внушительного массива частных домовладений не позволяет готовить длинные плети. К тому же по трассе немало поворотов и пересечений с сетями водоснабжения, водоотведения, линиями связи. Буквально каждые 20 м приходится сталкиваться с подающими или отводящими трубами, сопряженными со старым водопроводом и коллектором канализации.

В городской черте неизбежно пересечение с множеством автодорог. Их проходят, как правило, открытым траншейным способом с последующей засыпкой. Но в пяти местах строители применяют прокол методом горизонтального бурения, когда трубу пропускают внутри футляра под дорогой. Самый сложный момент – пересечение железнодорожной насыпи. Его пока не исполнили, ждут техусловия. На объекте трудятся около 15 человек. Из техники задействованы два экскаватора Caterpillar, погрузчик, автокран, манипулятор, Газель для перевозки рабочих и др.

По трассе водовода устраивают колодцы из монолитного железобетона и пожарные гидранты. К слову, пневматическое испытание проведено на довольно длинном участке – 1786 м. Проверка прочности очень важна именно в период строительства напорного трубопровода. Качество работ проверяют «Стройконтроль», руководство Водоканала и администрации Элисты. В момент нашего приезда  объект инспектировал первый  заместитель главы  администрации Элисты Борис Кальдинов.   

Валерий АСАРХИНОВ