28.04.2024, 06:57

В прошедшую пятницу в Национальном театре состоялась премьера спектакля «Чужой ребенок» по пьесе Василия Шкваркина.

Во все времена театр всегда начинался «с вешалки», нынче же храм Мельпомены начинается с санпропускника  требуемыми атрибутами – проверка QR-кода, термометрия. И зал с учетом ограничений был заполнен на 70%, не более. Таковы грустные реалии.

Тем не менее, премьера удалась, и зрители стоя рукоплескали актерам, режиссеру, заслуженному деятелю искусств РК Сергею Бурлаченко, постановщикам спектакля по вокалу и хореографии, соответственно, Инессе Месхишвили и Александре Манджиевой. На финальный занавес пригласили также художника Елену Варову, день рождения которой символично выпал на дату премьеры.

Написанная в 30-е годы прошлого века пьеса «Чужой ребенок» пользовалась определенным успехом на подмостках молодой советской республики. Частично интерес к этой незамысловатой житейской истории объяснялся ее «скандальностью и греховной крамолой, вызывающим юмором на грани фола» (конец цитаты) по меркам того пуританского времени. Сегодня беременностью без замужества, расчетливостью при создании брачного союза, коррупционными проявлениями никого не удивишь.

Молодая актриса Маня Караулова репетирует роль женщины, ожидающей ребенка. Ее монолог случайно услышан дачной подружкой и «потрясающая новость» разлетается «по секрету всему свету». Трое влюбленных в Маню мужчин от нее отворачиваются, а «старорежимные» родители (артисты Вера Тепкеева и Павел Челбанов) впадают в предынфарктное состояние. Главная героиня, оскорбленная такой реакцией ухажеров, решает проверить их «на вшивость», делая вид, что действительно беременна. Кто любит, тот и с таким «приданым» замуж возьмет! Зато реально беременной оказывается студентка Рая, от которой отрекается солидный, на первый взгляд, инженер Прибылев. Зато влюблен в Раю и готов увезти к себе на Кавказ пылкий Яков. Так закручивается интрига, типичная для комедии положений. Больше рассказывать не буду, увидите сами, если пожелаете.

Чем же «цепляет» комедия зрителя? Во-первых, в ней есть нечто большее, чем просто забавный сюжет со всеми его неожиданностями и хитросплетениями. Это мироощущение людей, живущих в эпоху, когда все самое страшное еще впереди. Их еще не коснулся удушающий гнет всеобщей подозрительности, порожденный волной репрессий, все это будет потом. А пока можно беззаботно радоваться жизни в расслабляющей летней атмосфере дачного поселка, любить и искренне верить в светлое будущее – да и может ли быть иначе?

Во-вторых, постановка органично «приправлена» песнями и танцами. Некоторые вокальные пассажи, особенно в исполнении Мани поразительно профессиональны. В-третьих, режиссер как бы приближает эпоху, слегка и ненавязчиво корректируя некоторые ситуации, диалоги, реплики, придавая им современное звучание, особенно в «юморных» эпизодах.

В-четвертых, подкупает игра актеров, им хочется верить. Автор этих строк открыл для себя Делгиру Канкаеву, сыгравшую Маню – естественность, экспрессия, вокальный талант. Как всегда на высоком уровне признанный маэстро Очир Такаев, эмоционален и непосредственен Гаря Бюляев, безусловно, запомнится Чингиз Тепкенкиев, сыгравший истинного кавказского мужчину. Не выпадают из общего контекста и другие актеры.

Все два часа декорации спектакля не меняются, да этого, в принципе, и не требуется. Страсти кипят на веранде дачного домика, садовой скамейке и в беседке. Ошибочно полагать, что это просто незатейливая история о том, как наивно и искренне любили наши бабушки и дедушки. Спектакль жанра «ностальжи» интересен не только людям старшего поколения, постановка во многом поучительна для молодежи. Классический happy end, и в финале торжествуют вечные ценности – любовь, дружба, порядочность.

В завершении обзора, отмечу, что приятно порадовала глаз униформа работников Национального театра, пошитая в калмыцком стиле.

 

Валерий АСАРХИНОВ

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки администратором.


Защитный код
Обновить