Национальный музей им. Н.Н. Пальмова успешно переформатирует свои экспозиции на современные выставочные технологии.
Символично, что сложный процесс перевода традиционных методов показа на мультимедийные рельсы проходит под знаком двух славных юбилеев – 100-летия музея и 150-летия его основателя – профессора Николая Николаевича Пальмова.
Признаюсь, не посещал «пальмовский» музей со времен выставки работ Никаса Сафронова, и был приятно удивлен позитивными переменами. Благодарю старшего научного сотрудника Светлану Оконову и заведующую экскурсионным отделом Эльзу Цагадинову за увлекательный исторический экскурс.
Невозможно объять необъятное, потому задержусь лишь в первом зале, открывающем экспозицию «Степь как жизненное пространство». Здесь представлены внушительных размеров интерактивный экран, археологические раритеты, флора и фауна степи, полезные ископаемые, история формирования и развития территории.
На примере богатого этнографического материала сотрудникам музея удалось показать, как пришедший извне больше 400 лет назад единственный в Европе народ восточного происхождения сумел адаптироваться к «дикому полю», сохранив при этом свою аутентичность, религию, культурный код. Кто только не кочевал в междуречье Волги и Дона – гунны, сарматы, скифы, хазары, печенеги, половцы. О путях миграций свидетельствуют, к примеру, каменные бабы (тюркское «бабай» – старик, предок). Или курганные погребения. Здесь, в 17 км к юго-востоку от Элисты, ученый Иван Рыков раскопал колесную повозку, датированную третьим тысячелетием до н.э. В 30-е годы прошлого века это стало научной сенсацией. Эти и другие безмолвные артефакты бережно хранятся в Национальном музее.
Укрупненные разделы интерактивной карты показывают историю степного края с незапамятных времен. О том, что территория республики была дном Хвалынского моря, а берегом служила гряда Ергеней. О природных месторождениях нефти и газа, возникших благодаря этой «морской» истории.
Отдельный разговор – растительный и животный мир Калмыкии. Полупустынная степь, как выяснилось, стала приютом для 150 видов птиц и 60 видов млекопитающих. Впечатлило чучело гигантского орлана белохвостого с размахом крыльев до двух метров, муляжи волка, лисицы, ящерицы, змей. Конечно же, есть сайгак и суслик, журавль-красавка, пеликан и черепаха, дрофа и даже дикая степная кошка. Кстати, в пору цветения степи можно полюбоваться брачным танцем журавлей, который лег в основу известного калмыцкого танца.
Вызывают интерес большие электронные книги в зале музея. Легкое сенсорное прикосновение и внушительный фолиант рассказывает о заповеднике «Черные земли», археологических находках или полезных ископаемых.
Двигаемся дальше. Посуда из обожженной глины, в которой скифы «с раскосыми и жадными очами» готовили примитивную пищу. Древние мечи, наконечники стрел или, пожалуйста, череп сармата с искусственной деформацией. У этого исчезнувшего народа был обряд: специально вытягивали череп, что считалось символом красоты.
В инновационном пространстве музея много визуальной, графической и текстовой информации, расположенной на панелях и столах для самостоятельного пользования посетителей.
Неординарное оформление, смелое решение функциональных и видовых задач, мультимедийные средства позволяют под новым углом взглянуть на историю калмыцкого народа. Под занавес экскурсии зал наполнился восторженным гулом детских голосов. Подумалось, что для горожан и особенно туристов, гостей Фестиваля тюльпанов поход в музей непременно станет весьма увлекательным и запоминающимся событием.
Валерий Асархинов