Более 30 лет игре на древних смычковых инструментах наших предков - мерин-хуре и хуучире – в колледже искусств им. П. О. Чонкушова обучает талантливый музыкант, наш сородич из Внутренней Монголии Та Намутзилэ.
Корреспонденту «ЭП» он рассказал о своей работе, любви к музыке и жизни в Калмыкии. Та Намутзилэ играет на народных инструментах с 16 лет. Его творческая деятельность началась в народном ансамбле «Аршан» в городе Бортала (Монголия), затем Та-багш (в переводе с калмыцкого – «учитель»), как его называют с любовью в колледже, обучался в педагогическом колледже в городе Урумчи (СУАР Китая). В степную республику он приехал в 1992 году, и с его участием на отделении народных инструментов музыкального училища был открыт класс мерин- хура, хуучира и лимбы.
Как рассказывает собеседник, мерин-хур и хуучир представляют собой струнные смычковые инструменты монгольского происхождения. Также они распространены во Внутренней Монголии, Бурятии, Тыве и на Алтае.
«В обучении мы используем варианты с двумя струнами, хотя есть и четырехструнные версии», – говорит Та Намутзилэ.
Демонстрируя мерин-хур, он с упоением рассказывает на калмыцком языке, что его гриф напоминает голову коня, отсюда и название инструмента, которое переводится как «скрипка с лошадиной головой». О возникновении этого инструмента существует множество удивительных легенд. Одна из них гласит, что этот инструмент передает звуки, издаваемые лошадиной гривой во время скачки, дуновения ветра в степи. У хуучира, имеющего небольшой цилиндрический корпус, обтянутый змеиной кожей, более тонкая и мелодичная тональность. Ученики Та-багш виртуозно владеют и этим прекрасным инструментом.
«В целом, звучание у инструментов очень плавное, напоминающее мощное горловое пение. Можно сказать, музыка идет из самого сердца, – говорит педагог. – На мерин-хуре и хуучире исполняем самые разные произведения, от народных до классических. Играем романсы, этюды, симфонии и т.д. Особое внимание уделяем творчеству Петра Чонкушова, Аркадия Манджиева, монгольских, бурятских, тувинских и алтайских композиторов. Репертуар у нас очень разнообразный».
Кстати, инструменты специально изготавливаются на заказ во Внутренней Монголии. Стоимость мерин-хура составляет около 50 тыс. рублей, а хуучира – более 30 тыс. рублей. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Обучение длится четыре года.
«Самое главное для успешного обучения - иметь хороший слух и слышать ритм, так как у инструментов нет ладов», – подчеркивает Та-багш .
По его словам, в последние годы возрос интерес к игре на древних инструментах у молодого поколения.
«Радует то, что наши выпускники планируют не бросать искусство, а продолжать музыкальное образование и потом обучать древнему искусству детей», – добавляет собеседник.
Несмотря на то, что в степную республику он приехал давно, наш герой старается говорить на родном языке, чтобы не забывать свои корни. А со студентами предпочитает общаться на языке музыке.
В Калмыкию он приехал вместе с супругой Джу Менгя. Здесь у них родились трое детей. Супруга – предприниматель, занимается торговлей. Старший сын пошел по стопам отца, окончив колледж искусств в Элисте по классу скрипки, продолжил обучение в Казанском институте культуры и искусства, сейчас является солистом Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан. Средняя дочь учится в московском вузе, а младшая – в КалмГУ.
«Прожив в Калмыкии долгие годы, я ни разу не пожалел о своем выборе. У нас родственные народы, схожие погодные условия, одна история и язык. Мне очень нравится калмыцкое мясо – меринос, а летом я наслаждаюсь сочными зултурганскими арбузами», – поделился собеседник.
Кстати, в прошлом году по случаю знаменательной даты – 30-летия открытия класса мерин-хура и хуучира – в колледже искусств состоялся юбилейный концерт «Серглт». В нем участвовали Национальный оркестр Калмыкии, ансамбли «Тюльпан», театр танца «Ойраты» и студенты образовательного учреждения. Мероприятие посетила советник посла Монголии в России Раднаа Бизьяа. Видеопоздравления прислали представители культуры Казахстана, Монголии, Синьцзяня.
На торжественном мероприятии преподаватель высшей квалификационной категории Та Намутзилэ за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие культуры и активное участие в общественной жизни столицы Калмыкии был награжден нагрудным знаком «За заслуги перед Элистой». Указом главы РК Та Намутзилэ присвоено почетное звание – заслуженный работник культуры Республики Калмыкия.
Ни один концерт в республике с участием профессиональных коллективов не обходится без учеников Та- багш. Многие из них известны и любимы народом. Достаточно назвать такие имена как Кутлан Мукабенов, Дмитрий Шараев, Мингиян Ханинов, Виталий Ачиров и другие известные артисты. Вклад Та Намутзилэ в музыкальное искусство Калмыкии бесценен, считают его коллеги.
Гиляна Мамонова