Уникальный калмыцкий орнамент по-новому заиграл в черно-белой графике молодой художницы Намру Бурлыковой.
Ее авторский стиль – этнический минимализм – находит сегодня все больше поклонников среди любителей прикладного искусства. Особое место в творчестве художницы занимают детские и женские образы, цветы, солнце, луна, элементы национальной одежды. В ноябре 2023 года в Национальном музее РК имени Н.Н. Пальмова с успехом прошла первая персональная выставка Намру «Степные узоры». По специальному заказу для калмыцкого стенда, представленного на международной выставке-форуме «Россия», художница создала картины-раскраски. Посетители павильона №75 с удовольствием раскрашивали открытки с эскизами нашей талантливой землячки.
Путь художницы был довольно непрост. Ее детство и юность прошли в поселке Ергенинский Кетченеровского района. Подростком Намру возглавляла школьную редколлегию, постоянно рисовала плакаты и стенгазеты. После окончания 11-го класса девушка уехала в Москву, поступив в Российский государственный социальный университет (направление – «Социальная работа»). В стенах вуза действовала арт-студия, которую Намру стала активно посещать. «Студию возглавлял заслуженный художник Южной Осетии Михаил Кулумбегов.
Занятия проходили в демократичной и веселой обстановке. В то время я рисовала в основном портреты окружающих и фан-арты в стиле к-поп. И мне это очень нравилось», – подчеркивает собеседница «ЭП». После окончания университета Намру решила не оставаться в столице, хотя была возможность устроиться по специальности. Деловое предложение ей поступило во время студенческой практики. «Мне нестерпимо захотелось воплотить мечту своего детства. Родители, несмотря на то, что я уже была дипломированным специалистом, поддержали мой выбор. И я снова стала студенткой, поступив в 2014 году в Элистинский колледж искусств. Училась сначала на отделении «Живопись», затем перевелась на «Декоративно-прикладное искусство». В стенах колледжа я встретила своего будущего супруга Мергена. На втором курсе взяла академический отпуск по уходу за ребенком. У нас родился сын Аюр», – рассказывает героиня публикации «ЭП». Несмотря на семейные заботы, молодая мама принимала активное участие в межрегиональных пленэрах и групповых выставках. Среди них – «Свет Великой Победы», «Элистинские этюды», «Теегин айс». Перед последним, четвертым, курсом у нее появился первый авторский проект по росписи стен для столовой родной Ергенинской школы.
«Дипломную работу пришлось защищать в разгар пандемии. Хотелось бы выразить благодарность нашему преподавателю, заслуженному деятелю искусств РК Николаю Галушкину за терпение и заботу о нас. Дистанционный формат вносил свои сложности, все наработки приходилось отправлять преподавателю через мобильное приложение. Он делал свои коррективы и возвращал обратно наши черновики. Защита дипломных работ тоже проходила в режиме онлайн», – вспоминает она. После окончания колледжа Намру приняла участие в проекте по росписи стен фойе кинотеатра «Октябрь». Затем художница стала заниматься дизайном одежды. Создавала модели, используя элементы калмыцкого орнамента. Но страсть к рисованию все же пересилила. Более 30 картин в монохромной гамме и говорящим сюжетом, представленные на ноябрьской выставке «Степные узоры», стали открытием для калмыцкой публики. Известные мастера кисти отметили самобытный стиль Намру, ее оригинальную современную подачу калмыцких мотивов. В следующем году Намру планирует принять участие в выставке «Северное биеннале» в Санкт-Петербурге. В творческих задумках художницы – организовать вторую персональную выставку в Элисте. Темой для экспозиции станут калмыцкие легенды и предания.
Вита Баирова