24.11.2024, 15:52

В каждом театре есть места, которые зрителю недоступны. Здесь создаются костюмы, реквизиты, декорации.

Корреспонденты «ЭП» побывали в столярном цехе Калмыцкого государственного театра кукол «Джангар». А причиной нашего визита стал тот факт, что с 2023 года здесь учреждена премия «Человек года». В этом году обладателями диплома и денежной премии стали сотрудники столярного цеха Леонид Манджиев и Анатолий Менкеносонов.

Мастера с золотыми руками, наставники, знатоки калмыцкого языка и культуры и просто добрейшей души люди, преданные театру – так о них отзываются коллеги. Леониду Борлыковичу и Анатолию Хеичиевичу подвластны любые задумки художников-постановщиков: от огромных архивных ящиков в спектакле «Взгляд несломленных» до божьей коровки в бейби-театре «Солнышко лучистое».

В этом театральном сезоне реализовано сразу несколько крупных проектов. Сотрудники столярного цеха работали с художниками из Москвы, Омска и Санкт-Петербурга, которые оценили профессионализм, качество и скорость работы мастеров, отметила заслуженная артистка Калмыкии, художественный руководитель театра Зоя Хонхолджинова.

«Большую работу сотрудники цеха проделали в период подготовки проекта «Взгляд несломленных». В последние перед премьерой дни трудились и днем, и ночью, не покладая рук», - подчеркнула художественный руководитель.

Считается, что от хороших декораций зависит успех всего спектакля. Потому в столярном цехе жизнь кипит постоянно: работают станки, раздается стук инструментов, пахнет деревом. Как признается Анатолий Менкеносонов, театру он отдал около десяти лет. Работал в ТЮЗе, а затем его пригласили в театр кукол на должность инженера-конструктора кукол. «Моя работа заключается в создании чернового варианта кукол. Делаю руки, ноги, туловища, а далее художники их дорабатывают», - делится мастер.

Также в столярном цехе изготавливают жесткие декорации: мебель и различные деревянные конструкции - домики, скамейки, заборчики и т.д. Работа очень сложная и тонкая: мастера проводят первоначальную обработку любой заготовки, затем калибровку, распиливание и сборку. В распоряжении мастеров - электрический рубанок, фрезер, шлифовальная и сверлильная машины, токарный и циркулярный станки и другое оборудование.

«Вся ценность заключается в том, что рутины здесь нет. Каждый элемент декорации неповторим. К примеру, для одного из спектаклей изготавливали очень много сайгаков», - отмечает Анатолий Хеичиевич. По его словам, также все конструкции должны легко собираться и разбираться, и в то же время быть надежными, например, чтобы актер мог стоять или прыгать на них.

Кстати, Анатолий Хеичиевич с детства любил мастерить что-то руками. Его отец был столяром и научил сына держать в руках рубанок. По инициативе Анатолия Хеичиевича на его малой родине, в поселке Цаган-Нур, был построен хурул.

«Работа в театре мне нравится тем, что приносишь пользу и радость детям», - признается мастер. С этим мнением солидарен Леонид Борлыкович - заведующий столярным цехом.

«Сейчас мы трудимся над эскизами спектакля «Семью восемь». Но до премьеры показать рисунки  не можем, - говорит он. - Из последних работ, конечно, запомнились объемные декорации спектакля «Взгляд несломленных». К примеру, делали картотеку коменданта высотой шесть метров. Спектакль прошел при полном аншлаге, художник (из Москвы) был очень рад и подарил нам на память сувениры в виде зеркал, на которых написано «Золотые руки». Очень приятно, когда руководство ценит твой труд».

Гиляна Мамонова

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки администратором.


Защитный код
Обновить