Гранты на развитие народных художественных промыслов получили два элистинских предпринимателя - Делгер Адьяева и Саният Гаджимурадова.
Они стали победительницами конкурса, объявленного министерством культуры и туризма РК осенью прошлого года.
Сумма одного гранта составила 250 тысяч рублей. Господдержка была предоставлена на приобретение оборудования, рабочего инструментария, а также на покупку сырья и прочих расходных материалов.
Стоит отметить, что в конкурсе могли участвовать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством товаров, работ и услуг в сфере народных художественных промыслов Калмыкии.
Делгер Адьяева работает в тандеме со своей мамой - известным в Элисте мастером по войлоку, членом Гильдии мастеров народных ремесел РК Екатериной Адьяевой. Супруг Саният Гаджимурадовой - Дорджи Горяев - занимается изготовлением калмыцких народных инструментов.
По словам начальника отдела по развитию туризма Минкульта РК Елены Манжиковой, заявки подали девять человек, но четверо из них не были допущены к конкурсу из-за налоговой задолженности. В итоге члены конкурсной комиссии рассмотрели заявки только пятерых претендентов.
"Мы сосредоточили свое внимание на проектах по возрождению исконно калмыцкого ремесла, учитывали актуальность, востребованность, аутентичность изделий. Лично я голосовала за поддержку изготовления народных инструментов. Вы можете представить, что в нашем музее нет ёчина, чтобы показывать посетителям? Требуется и мёрн хур, не хватает красивых изделий из войлока. Калмыкию часто посещают туристы. Естественно, что они хотят увезти домой оригинальные калмыцкие сувениры, а не китайский ширпотреб. По экскурсионному опыту знаю, что гости степной столицы, увидев в элистинских магазинах какую-либо вещицу, сразу интересуются: а это ваши умельцы сделали? И я чувствую себя некомфортно, когда они читают на этикетке "Made in China", - поделилась мнением член конкурсной комиссии, главный хранитель фондов Национального музея РК им. Н.Н. Пальмова Бова Менкенова.
Калмыцкие сувениры против китайского ширпотреба
Сложно с ней не согласиться, в России, как и во многих странах, в последнее время трендом становится именно этническая составляющая. Турист ведь хочет из региона привезти уникальную вещь, а не продукцию массовых брендов, которую можно приобрести на прилавках любого города.
Долгое время россияне покупали изделия народного творчества в лучшем случае как подарок или туристический сувенир. Сейчас ситуация меняется, возрождается интерес жителей страны к народным художественным промыслам. Пришло понимание, что это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей большой страны, ее индивидуальность и национальный колорит. Они, без преувеличения, основа отечественной культуры.
В Калмыкии, как и во многих других регионах страны, ситуация по развитию народных художественных промыслов складывалась непросто. Бесспорно, на этот факт повлияло и закрытие в 1990-х годах когда-то мощного предприятия "Народные умельцы", которое занималось изготовлением сувениров и прочей национальной атрибутики.
По словам Бовы Шорваевны, в последнее время это направление стал поддерживать глава республики Алексей Орлов. На республиканском уровне была сформирована господдержка для развития народных промыслов.
Мастера - Екатерина Адьяева и Дорджи Горяев (на снимке) - также выразили благодарность профильному министерству и руководству региона за поддержку народных умельцев.
"В 2007 году моя дочь Делгер открыла магазин по продаже изделий ручной работы. Это было ее мечтой детства, - отметила Екатерина Лиджиевна. - Я же давно хотела популяризировать искусство рукоделия наших предков - войлоковаляние. В 2009 году мне удалось поучаствовать в международном симпозиуме в Казани "Войлок и современность", собравшем представителей кочевых народов - башкир, татар, казахов и других. Приехали мастера из Санкт-Петербурга, Москвы, Владивостока. Стыдно было, что мы, калмыки, этим не занимаемся. Ранее я обращалась за советом к монголам - как искусно валять войлок, но они не выдали секрета. Зато мастер из Санкт-Петербурга, к слову, русская женщина, не просто рассказала, но и провела мастер-класс "Традиционный калмыцкий войлочный мячик". Это меня и сподвигло заняться любимым делом".
Сегодня в республике изготовление изделий из войлока набирает популярность. Это достаточно трудоемкий процесс, но результат того стоит.
"Мы делаем сумочки, шапки, тапочки, жилеты, куклы, чехлы, даже украшения. Их можно увидеть в элистинских магазинах, - поясняет Адьяева. - Китайский “вал” нам пока не перекрыть, но зато мы можем предложить туристам интересные эксклюзивные вещи. Ведь в этом и ценность "hand work ".
Средства гранта семейный тандем Адьяевых - соучредитель Гильдии мастеров народных ремесел РК - потратит на приобретение чистой шерсти, войлочных полотен и других расходных материалов.
К слову, Екатерина Лиджиевна регулярно проводит для молодёжи мастер-классы по валянию войлока, декорированию войлочных изделий. Ее дочь Делгер не только менеджер в их семейном деле, она искусно владеет разными видами ручной работы: вышивка, пэчворк, бисероплетение, декупаж.
Дивное звучание ёчина
Дорджи Горяев рассказал журналистам, что он и его супруга Саният используют средства на покупку современного оборудования для изготовления народных музыкальных инструментов, в частности, ёчина.
"Калмыцкие инструменты в 1980-90-х годах делали на белорусской музыкальной фабрике. Чертежи к белорусским мастерам возил преподаватель отделения народных инструментов Элистинского колледжа искусств им. П. Чонкушова Эльвиг Николаевич Дорджиев. Тогда было сделано около 20 инструментов, потом фабрика прекратила свое существование, - подчеркнул Дорджи. - Около двух лет назад Эльвиг Николаевич, зная мою любовь к дереву, пришел ко мне со своими чертежами. Первый инструмент мы делали по сохранившимся чертежам. Фактически они выполнены "на коленке", вручную - имеющееся на тот момент оборудование не давало необходимой точности, а позже мы уже переработали конструкцию. Все расчеты делали на компьютере. Кстати, мои родители-музыканты мечтали, чтобы я стал программистом, но я выбрал творческий путь. Поступил в Элистинский колледж искусств на отделение декоративно-прикладного искусства, заочно сейчас учусь на инженерном факультете КалмГУ", - рассказал Горяев.
В настоящее время он изготовил около десяти редких калмыцких музыкальных инструментов, половину из них - по заказу районных музыкальных школ.
Стоит отметить, что ёчин Дорджи Горяева, изготовленный из кавказской резонансной ели и белого клена, был представлен в декабре прошлого года на выставке народных художественных промыслов России "Ладья. Зимняя сказка -2017" в Москве.
Валентина ЭРЕНДЖЕНОВА
Фото Ирины БЕРЕЗОВСКОЙ