В дни проведения фестиваля тюльпанов Музей кочевых народов ожидает многочисленных гостей.
В последнее время он стал центром притяжения туристов из разных регионов России, дальнего и ближнего зарубежья. И это неудивительно: «живой» музей дает возможность погрузиться в уникальную культуру и быт кочевых народов.
Туристический объект имеет две локации: в Сити Чесс и на базе этнокомплекса «Церен», расположенногонапротив Аршанского хурула «Сякюсн Сюме». Музей был основан в 2015 году известным калмыцким общественным деятелем, путешественником, географом, биологом, спелеологом, членом Русского географического общества, исследователем кочевых цивилизаций, организатором и участником многих караванных и спелеологических экспедиций Юрием Сангаджиевым. Прошло больше года, как Юрий Иванович ушел из жизни. Но его дело продолжают вдова Татьяна Горяевна и сын Наран, а также друзья, коллеги, единомышленники - Евгений Бембеев, Дельгир Манджиева и другие.
Как рассказала Татьяна Горяевна, на протяжении многих лет Юрий Иванович разрабатывал концепцию развития туризма в родной республике. Калмыкию он всегда считал абсолютно уникальным регионом для этнографического туризма. Планировал сделать одним из брендов Калмыкии «Золотую Скифскую дорогу», на животноводческих стоянках установить юрты для экотуристов и развивать в отдаленных районах агротуризм.
«Многое из задуманного нашло воплощение в Музее кочевых народов - единственном в Калмыкии «иммерсивном» музее. Идея его создания возникла во время экспедиций, - делится Татьяна Сангаджиева. – Во время одной из них Юрий Иванович познакомился с семьей монгольских животноводов, которые работали по найму в Яшкульском районе и жили, как и их сородичи в Монголии, кочевым укладом в традиционной юрте. Когда они уезжали обратно в Монголию, на их предложение приобрести юрту, Юрий Иванович согласился, не задумываясь. Он понимал уникальность и этнографическую ценность настоящей монгольской аутентичной юрты, которая со временем стала главным ценным экспонатом Музея кочевых народов.
Из одной войлочной юрты музей постепенно вырос в целый этнографический комплекс, состоящий из традиционных жилищ кочевников – кибиток, загона для верблюдов и лошадей, этнокафе. По словам Татьяны Сангаджиевой, каждая юрта отражает разные временные периоды. Старинная войлочная приземистая с одностворчатой дверью - аналог жилища калмыков на исторической родине – Западной Монголии. Калмыцкая высокая юрта с двустворчатой дверью – период жизни на территории Российского государства. Все юрты наполнены экспонатами, привезенными из экспедиций по Западной Монголии, Китаю, Алтаю, Туве, Бурятии.
«Каждый посетитель может примерить одежду степных номадов, облачиться в воинские доспехи XVII-XVIII вв., взять в руки аутентичное оружие, предметы кочевого быта, проехать верхом на верблюде и лошади, пострелять из лука, научиться владеть плетью-маля и арапником – шильвр, продегустировать кисломолочные продукты кочевников - чигян и кумыс, молочную араку, погадать на бараньих косточках, познакомиться с музыкальной культурой калмыков», - отмечает собеседница.
Среди экспонатов вы найдете одежду монгольского шамана и бубен, обтянутый козьей кожей, а посередине кибитки непременно обратите взгляд на чучело волка. «В монгольской культуре волк считается тотемным животным, защитником от злых духов», - отмечает Татьяна Горяевна.
Формат музея, предложенный основателем, предлагает интересные лекции о культуре и истории народа. «Если в традиционных музеях посетитель смотрит на экспонат, спрятанный за стекло «Руками не трогать!», то в нашем музее, напротив, стремятся со всех сторон - через звук, картинку, запах, прикосновение установить контакт посетителя с экспонатами», - отмечает руководитель музея.
Сегодня этот культурный объект ведет не только туристско-этнографическую, но и образовательную деятельность. Здесь проводятся курсы ойратской письменности «Тодо бичг», мастер-классы по изготовлению войлока, традиционной кухне. Как поделилась Татьяна Сангаджиева, любимым развлечением для туристов является мастер-класс по калмыцкой игре-головоломке «Нярн Шинж».