Калмыки служили в составе Астраханского казачьего войска со дня формирования его первого полка – 10 февраля 1737 года.
Фактически первый астраханский казачий полк состоял в основном из калмыков: 277 человек из 300 воинов. Позже национальный состав Астраханского казачества неоднократно менялся, но в него всегда входили калмыки.
К началу XX века в составе 40-тысячного войска числилось более 700 калмыков-казаков. Об этом в своем научном труде «Калмыцкие полки Астраханского казачьего войска в 1917-1920 гг.» пишет доктор исторических наук, главный научный сотрудник КНЦ РАН Уташ Очиров.
ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ –В АТАМАНЫ
Вследствие имперской политики калмыкам не давали возможности формировать казачьи национальные части за редким исключением. С крушением империи и началом Гражданской войны произошли перемены. Наличие больших открытых пространств на юге России обусловили необходимость широкого применения конницы, и противоборствующие стороны были заинтересованы в привлечении к себе на службу степняков – прирожденных кавалеристов, привыкшим к тяготам кочевой жизни.
Лидеры калмыцкой национальной элиты во главе с нойоном Д. Тундутовым, юристом Н. Очировым и другими руководителями центрального комитета по управлению калмыцким народом в поисках выхода из кризиса, спровоцированного революционными процессами, стремясь «сохранить в неприкосновенности свои земли от «уравнительной разверстки», добились решения о переходе улусов в состав Астраханского казачества.
29 сентября 1917 года «калмыцкий вопрос» по инициативе астраханского атамана И. Бирюкова был вынесен на Большой войсковой круг. На нем присутствовали представители других казачьих войск и организаций, которые также высказались за прием калмыков в Астраханское войско. Некоторые члены Круга выступили против этого решения. Однако под давлением Бирюкова и других представителей вопрос был решен положительно. Было решено ввести калмыков в войско на паритетных началах и по ключевым вопросам голосовать по системе: один голос – коренная часть, один голос – калмыки.
Атаман Бирюков, известный краевед и историк, сказал: «С калмыками нам не впервой служить плечом к плечу. Мы 50 лет служили вместе на охранных постах, начиная с Гурьева на Ахтубе и Волге и кончая Узенями. Теперь калмыки вновь хотят объединиться в службе на благо родины с казаками, и нам ли их отталкивать?». При такой поддержке Большого войскового круга калмыки были причислены к казачьему сословию и на федеративных началах вошли в состав Астраханского казачьего войска.
В октябре 1917 года в п. Яшкуль Центральный комитет по управлению калмыцким народом, который временно принял на себя функции калмыцкого войскового правительства, провел совещание представителей улусов. На нем нойон Тундутов был избран исполняющим обязанности товарища (заместителя) астраханского атамана по калмыцкой части войска. На местах уже началось формирование казачьих округов, избирались окружные атаманы и правления. Впрочем, этот вопрос решили быстро: преобразовали земские управы в окружные правления, а их председателей – в атаманы.
БОЛЬШОЙ КРУГ В ЯШКУЛЕ
В ноябре 1917 года в Яшкуле собрался Большой круг Калмыцкого казачьего войска, на котором произошла его официальная легитимизация. Председателем Круга был избран Тундутов, секретарем – Номто Очиров. В качестве почетного гостя присутствовал астраханский атаман Бирюков. На съезде была утверждена Конституция Калмыцкого войска. Согласно этому документу калмыки входили в Астраханское казачье войско как автономное образование со своими Большим и Малым кругами. По наиболее важным вопросам астраханские казаки и калмыки собирались на совместный круг.
На этом съезде также утвержден Договор о вхождении в Юго-Восточный союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. В него вошли Астраханское (вместе с калмыками), Донское, Кубанское, Терское казачьи войска (с 31 октября 1917 года также Уральское), горские и степные народы Ставропольской губернии, Терской области и Сухумского округа. Конфедерация должна была создать мощный фронт против Советской власти.
Однако центробежные тенденции в автономных областях, не желающих поступаться какими-то свободами и ресурсами ради соседей, привели к тому, что союз превратился в эфемерное образование, не подкрепленное реальной силой.
Историю формирования калмыцких полков в составе Астраханского казачьего войска следует отсчитывать с 23 декабря 1917 года, когда было принято решение о формировании первых трех (из восьми) казачьих полков из числа калмыков. Но вся программа сбора казаков была сформулирована коротко: «ехать домой и собирать степных орлов».
Тундутов, как и ряд других белогвардейских лидеров нацменьшинств, приложил немало усилий для реанимации Юго-Восточного союза, но успеха они не имели. Реальное объединение антибольшевистских сил юга произошло только под знаменем добровольческой армии. Впрочем, это уже другая история.
Подготовил Валерий АСАРХИНОВ