117 лет назад калмыки-казаки принимали участие в русско-японской войне, проявляя воинское умение, героизм и смекалку.
За что заслуженно награждались высшим «солдатским» знаком отличия - Георгиевским крестом.
Об этом повествует доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН Константин Максимов в своем фундаментальном труде «Калмыки в составе донского казачества» (XVII – середина XX в.).
Всплеск эмоций
В конце XIX – начале XX века обострившиеся отношения из-за сферы влияния на Дальнем Востоке привели к войне. Страна Восходящего Солнца, разорвав дипломатические отношения, без объявления войны напала на Порт-Артур. В неравном бою погибли крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Началась русско-японская война. 22 июня 1904 года высочайшим Указом императора Николая II принято решение направить на театр военных действий 4-ю казачью льготную дивизию области Войска Донского.
Дивизия формировалась в составе четырех донских казачьих полков из разных станиц. 16 августа 1904 года в Персиановском лагере, недалеко от Новочеркасска, где казаки 4-й Донской дивизии проходили подготовку, император Николай II провел смотр ее личного состава. На следующий день началась погрузка в железнодорожные составы для отправки на фронт.
По прибытии донцы активно включились в боевые действия. 17 октября была проведена разведка боем за два населенных пункта. Если первая деревня казаками была взята без особых трудностей, то атака на Лидиутунь оказалась неудачной. В бою погибли 15 казаков, в том числе калмыки Авга Шарапов, Кирсан Адьянов, Микуль Уланов, ранения получили Иван Дажнов, Санжа Баранов, Бембя Жиров, Менько Цеденов. Приказный Церен Джамбинов из станицы Иловайской, будучи раненым, оставался в строю, за подвиг в этом бою он удостоился знака отличия Военного ордена (Георгиевского креста) 4-й степени.
В конце 1904 года донские казаки несли сторожевое охранение, вели активную разведку. В ночь с 15 на 16 декабря после очередной удачной разведки сотник отряда отметил «спокойное, смелое поведение казака Иванова Бембета», который вскоре был произведен в урядники и награжден за многие подвиги знаком отличия Военного ордена (Георгиевского креста) 4-й степени. Вместе с ним в сотне этого полка служили калмыки Маманжинов, Манжиков, Наминов.
За подвиги в боях в районе Сандепу в январе 1905 года 65 донских казаков были награждены знаками отличия военного ордена. В их числе был особо отмечен и награжден Георгиевским крестом 3-й степени калмык Бадьма Шаргинов (Платовская станица), зарубивший трех японских драгун и захвативший несколько повозок из обоза. Знаков отличия военного ордена 4-й степени удостоились калмыки-казаки: урядник Андрей Бадьмин, приказные Саран Пацынов и Басан Амарханов, Соломка Сухаринов.
Казакам полков 4-й Донской дивизии пришлось нести охранно-патрульную службу на обширной территории Монголии, часто вступая в боевые столкновения с японскими диверсионными отрядами. За мужество и умелые действия в этих боях знаками военного ордена (Георгиевского креста) 4-й степени были отмечены калмыки Намга Авюсов, Эрдне Чапинов, Батыр Манунинов, Эрдне Чунков. Кроме них с формулировкой «За личные подвиги, мужество и храбрость, оказанные разновременно в боях с японцами» Георгиевским крестом 4-й степени были награждены калмыки Бадьма Шаргинов (имевший «Георгий» 3-й степени), Батыр Харкубенов,
Эрдне Кумонов, Санжа Баранов, Иван Даржинов, приказный Бадьма Шалхаков. Вскоре Бадьма Шаргинов, имевший Георгиевские кресты 3-й и 4-й степени, за подвиг был удостоен Георгиевской медали 4-й степени.
Поминальная доска на хуруле
О калмыках высшие военачальники после боевых операций в общем контексте отзывались так: «Весьма храбры были калмыки…» Помимо упомянутых выше калмыков-казаков двух Георгиевских крестов (3-й и 4-й степени) был удостоен Баклан Янжинов – личный коновод генерала от инфантерии А.Н. Куропаткина, главнокомандующего сухопутными войсками на Дальнем Востоке, «Георгием» 4-й степени награжден Чонкуш Алцадыков за взятие в плен двух японцев.
4-я Донская казачья дивизия несла службу не только до прекращения военных действий на всех фронтах, но и вплоть до выезда в марте 1906 года на Дон. Прибыв домой, казаки получили двухмесячный отпуск. Император Николай II учредил памятную медаль трех степеней о войне 1904-1905 гг. Генералы, офицеры и казаки 4-й дивизии как участники боевых действий получили светло-бронзовую медаль для ношения на груди на ленте.
Накануне юбилейных событий династии Романовых общественные организации начали кампанию по увековечению памяти погибших в войнах. В августе 1912 года Сальский местный отдел «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям» внес в Комиссию по увековечению памяти воинских чинов, погибших в войне с Японией, предложение об установлении на буддийских храмах поминальных досок.
Эскиз поминальной доски был подготовлен в декабре 1912 года и одобрен бакшой-ламой донских калмыков М.Б. Барманжиновым и наказным атаманом области Войска Донского, утвержден Комиссией и Департаментом духовных дел МВД Российской империи.
На поминальной доске была сделана надпись на калмыцком языке «За Веру, Царя и Отечество» и на русском языке составлен список погибших и умерших от полученных ран в войне с Японией. Поминальные доски были установлены на хурулах в станицах Денисовской, Платовской, Иловайской, Кутейниковской. К сожалению, эскизы досок и нанесенные на них тексты в архивах не сохранились.
Подготовил Валерий Асархинов.