13.02.2025, 12:13

В пятницу в Русском театре драмы и комедии ставили «ПиН. Эпизоды» по мотивам романа Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Режиссер спектакля – заслуженная артистка РК Марина Кикеева нынче успешно реализует свой творческий потенциал в Москве. Это ее вторая работа в Русском театре. Когда Кикеева еще служила артисткой в Национальном драмтеатре им. Б. Басангова, на сцене у коллег она ставила «Наташину мечту» драматурга Ярославы Пулинович. Тогда она разделила роль в моноспектакле между двумя исполнительницами.

И вот новая постановка Марины Кикеевой в Русском театре. Автор этих строк, конечно, не театральный критик. Но скажу откровенно – спектакль не произвел сильного впечатления. Или планка ожиданий была изначально завышена. Конечно, воплотить на подмостках гениальный психологизм Достоевского, донести до зрителя глубину душевных терзаний далеко непросто. Тем более, когда действо разворачивается не цельным повествованием, а отдельными эпизодами. Хотя и удачных сцен было предостаточно.

Оригинальной задумкой стало хаотичное движение персонажей в зарешеченном пространстве. Безмолвные серые тени в серых одеждах. Безуспешные попытки вырваться из клетки. Покорное смирение. И весь спектакль герои провели в серых одеждах – плащах, костюмах, платьях, как бы подчеркивая серость и убогость своего бытия. Минимум декораций – массивный дверной блок и пара стульев. Несомненно, удачные ходы – фоновое звучание песни «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус» и закадровый текст, передающий тяжкие думы Родиона Раскольникова.

Превосходен по контенту и эмоциональному выплеску монолог Семена Мармеладова в исполнении Василия Муджикова. «Бедность – не порок. Порок – нищета. Но даже нищий человек имеет право на уважение», – обращается к залу вконец опустившийся человек, страдающий от «желтого билета» дочери Сони, пропивший остатки жалкого гардероба больной жены, бышей дворянки.

Исступление Расколь-никова (артист Антон Савенко), крушение его теории «стать Наполеоном». Убийство старухи-процентщицы радикальному решению проблемы бедности не помогло. Мучаясь в своей «конуре», он с горечью произносит: «Я не старушку убил. Я себя убил». Ответ на риторический вопрос «тварь я дрожащая или право имею?» получен со знаком «минус». Впереди – каторга. Верная Соня Мармеладова, ослепленная любовью к Раскольникову, говорит ему: «Про вас я знаю все».

Очень убедителен помещик Аркадий Свидригайлов в исполнении Санала Церенова. Любит Дуню Раскольникову (артистка Лада Зубкова), страдает, будучи отвергнутым, пытается соблазнить ее, шантажирует. В ответ получает выстрел из пистолета. Благо дрожащая Дуня промахнулась, не то быть бы двум каторжникам в одной семье. Глубоким драматизмом веет от словесной дуэли при допросе Раскольникова. Словом, удачных сцен немало. Но в целом послевкусие осталось не самое восторженное. К тому же, при некоторых диалогах приходилось напрягать слух. И это в четвертом ряду.

Генеральный директор театра Виктор Хаптаханов поделился мыслями о спектакле и сезоне в целом. «У нас прибавился Достоевский, что само по себе хорошо. Стремимся обогатить репертуарную афишу классиками. Идет «Чехов. Интродукции». Планируем «угостить» зрителя постановкой пьесы Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы», будет «Шинель» по повести Николая Гоголя. Что касается «ПиН. Эпизоды», думаю, что это больше эксперимент. Так автор видит постановку, как режиссер. Репетиции Марины Кикеевой были недолгими – меньше месяца. Главное в спектакле – это актерские работы. На сцене нет Родиона Раскольникова и остальных. Здесь все – главные, и Раскольников на общем фоне не выделяется», – резюмировал Виктор Алексеевич.

Валерий Асархинов