30.01.2025, 09:34

Вчера, в День воинской славы России, жители нашей страны отметили памятную дату - 27 января 1944 года, 81 год назад была полностью снята блокада Ленинграда. 

Это единственный в мировой истории город, который выдержал почти 900 дней блокады. Кольцо окружения сомкнулось вокруг северной столицы на 79-й день Великой Отечественной войны. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был полностью стерт с лица земли, а его население умереть от голода и холода. В день начала блокады 8 сентября, после первой массированной бомбардировки вспыхнуло около 200 пожаров – один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. С минимальными запасами продуктов в осажденном Ленинграде оставалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. С начала введения карточной системы продовольственные пайки не один раз сокращались. Осень-зима 1941–1942 годов – самое страшное время блокады. 

Особой страницей в героической обороне Ленинграда стала Дорога жизни. В сентябре 1941 года сомкнулось блокадное кольцо, Ладожское озеро оставалось единственной транспортной артерией (кроме воздушной), по которой  снабжался  миллионный город. Суда Ладожской флотилии, несмотря на обстрелы, курсировали по нему ежедневно.  Но стало очевидно, что как только на озере встанет лед, сообщение с городом прервется. Было принято решение о реализации казавшегося почти фантастическим проекта - в конце октября на Ладоге начались работы по подготовке ледовой трассы, которую, как известно, назвали Дорогой жизни.  

22 ноября 1941 года на лед выехала первая колонна из 60 грузовиков, легендарных полуторок   388-го отдельного автомобильного батальона. За самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов водители доставили в Ленинград более 360 тысяч тонн грузов и вывезли полмиллиона людей — в основном женщин и детей. Благодаря им, с 25 декабря в городе норма хлеба по рабочей карточке была увеличена на 100 грамм. Для многих ленинградцев это стало спасением. В целях светомаскировки водителям на Дороге жизни фары предписывалось гасить – фронт зачастую приближался на расстояние 15 км, постоянными стали налеты вражеской авиации. «Каждая машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!» — такая табличка встречала каждого шофера, съезжающего на лед ладожской Дороги жизни. Первые автоколонны отправлялись в рейс с полупустыми баками — горючего должно было хватить на путь лишь в один конец. Драгоценное топливо не должно было вместе с машиной уйти под лед.  

Среди отважных водителей, работавших в годы Великой Отечественной войны на легендарной Дороге жизни, был и наш земляк Манджи Боваев. О своем дяде-фронтовике «ЭП» рассказал его племянник Санал Боваев.  Манджи Сангаджиевич Боваев – уроженец Хошеутовского аймака, родился в 1916 году. До войны, в 1936 году окончил Дубовскую автошколу, призывался в армию из Черноземельского военкомата. В ноябре 1941 года попал на Карельский фронт, служил в составе 80-й морской стрелковой бригады в автобате. По Дороге жизни в блокадный Ленинград наш земляк перевез на полуторке более 10 тысяч тонн грузов.  По ледовой переправе машины ехали медленно, на малой скорости, в колонне предписывалось строгое соблюдение стометровой дистанции – на случай, если лед под впереди идущей машиной, не выдержит нагрузки.  При этом двери полуторки со стороны водителя были всегда приоткрытыми, чтобы шофер в любую минуту мог покинуть автомобиль. Нагрузка на этих людей была колоссальная, военные не спали сутками, старались вывезти из осажденного города как можно больше детей и женщин. «В кабине над головой висел котелок, чтобы водители не засыпали. В темное время основным ориентиром была впереди идущая машина.  Семь   автомашин   моего дяди провалились под лед Ладожского озера, он чудом выжил, несколько раз был ранен», - рассказывает Санал Боваев.   

А однажды военному шоферу Манджи Боваеву удалось спасти от гибели своего командира, после чего однополчане стали называть его «Михаил – спаситель». 

В начале 1944 года мужественный защитник Ленинграда, как и все военнослужащие калмыцкой национальности, был отозван с фронта и депортирован на строительство Широковской ГЭС.  После войны Манджи Сангаджиевич нашел свою семью в Алтайском крае. В Сибири у него родилось трое детей. Вернувшись на родину, недолго поработал водителем, затем стал заниматься животноводством.   

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Манджи Боваев был награжден многими орденами и медалями, в том числе  медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны.  «Но судьба этих наград до сих пор неизвестна, мы, родственники, писали письма в различные архивы, но пока безуспешно», - посетовал племянник. 

Дорога жизни на Ладоге   работала   до марта 1943 года, легендарную трассу, как подсчитали историки, обслуживали пять тысяч водителей. Сколько из них отдали свои жизни, навечно остались на дне Ладожского озера, точно неизвестно до сих пор. Подвиг военных шоферов, героически служивших на ледовой переправе в годы блокады, увековечен в памятнике «Неизвестному водителю» в деревне Кобона Ленинградской области. Каждый год 27 января, в день снятия полной блокады Ленинграда, потомки фронтовика, водителя, спасшего сотни ленинградцев по Дороге жизни, Манджи Сангаджиевича Боваева обязательно собираются вместе, зажигают лампадку и вспоминают о героическом подвиге своего деда и прадеда.

Галина Джамбинова