22.12.2024, 15:19

27 декабря Григорию Бадминовичу Манцынову исполняется 85 лет. Он – один из первопроходцев дорожного хозяйства Калмыкии.

Почетный гражданин Республики Калмыкия, заслуженный строитель России, заслуженный работник народного хозяйства РК Григорий Манцынов может с нескрываемой гордостью сказать, что дорожное строительство – это главное и единственное дело всей его жизни, «одна, но пламенная с страсть», которой он посвятил без малого полвека своей трудовой биографии. Приплюсуем сюда пять лет учебы в институте по специальности «автомобильные дороги». В середине 60-х годов, чтобы подсчитать, сколько в Калмыкии дипломированных дорожников, хватило бы пальцев одной руки.

Манцынов родился недалеко от Элисты, в п. Лола. На следующий день после того, как маленькому Грише исполнилось четыре года, его семья, как и весь калмыцкий народ, была депортирована в Сибирь. Тяжелейшие первые годы ссылки прошли в п. Подмалиновка Тюменской области. Гриша жил с мамой и старшей сестрой, отца уже не было в живых.

Удивительная тяга к знаниям, стремление к учебе, поддержка родственников и знакомых позволили Манцынову окончить 10 классов. А трудности были неимоверные. Судите сами: три класса в Подмалиновке, 4-й класс – в деревне Медвежка, 5-7-й классы – на станции Ламенская, 8-й класс – в селе Еремеевка Омской области, 9-10-й класс – Тюмень и село Усть-Ламенка.

По возвращении из Сибири в 1959 году некоторое время Григорий Манцынов жил в с. Веселое Городовиковского района, вскоре перебрался в Элисту. Оттуда через вступительные экзамены в Ставрополе (там держали испытание все калмыцкие абитуриенты) поступил учиться в Волгоградский вуз.

В 1964 году Манцынов приступил к работе в управление «Калмавтодор». Через два года перешел в дорожно-строительное управление №1, где трудился до 2010 года. Знал производство, что называется, «от и до», легко «читал» чертежи, сметы, управлялся с геодезическим инструментом, досконально изучил дорожную технику и работу асфальтного завода при предприятии. Главное – умел наладить работу так, что дорожные объекты всегда сдавались качественно и в срок.

В 1960-80-е годы – бум дорожного строительства в Калмыкии. Черные ленты асфальта разрезали степь во всех направлениях, соединяя населенные пункты, Элисту с соседними регионами. Манцынов начинал мастером участка на строительстве дороги Улан-Хол - Каспийский. В ДСУ-1 прошел путь от мастера, начальника ПТО до главного инженера и начальника управления. Возглавлял родное предприятие 15 лет.

Магистрали с твердым покрытием от Элисты в сторону Астрахани, Волгограда, Ставрополя, Арзгира, Ики-Бурула, Цаган Амана, Артезиана – в строительстве которых львиная доля заслуг дорожного управления, где в высшей степени профессионально проявлял себя Григорий Манцынов. Строили и в калмыцкой столице. При этом Манцынов без устали занимался наставничеством, щедро делясь опытом с молодыми специалистами.

У Григория Бадминовича и ушедшей в мир иной супруги Софьи Эрдниевны трое сыновей – Эдуард, Евгений и Игорь. Старший из пяти внуков, Максим Манцынов, пошел по стопам деда – работает мастером участка ДРСУ «Элиста-Автодор». Скучать заслуженному ветерану некогда – он с увлечением общается с близким окружением, любит прогулки, чтение, шахматы. Живо интересуется новшествами дорожной отрасли.

Валерий Асархинов