28.12.2024, 14:34

Восемьдесят лет назад была введена в строй железная дорога «Астрахань – Кизляр», зашифрованная под названием «объект НКПС № 8».

Она сыграла важнейшую роль в исходе Сталинградской битвы. Ее протяженность – 356 км, в годы Великой Отечественной войны магистраль стала основным и кратчайшим маршрутом для перевозки топлива в СССР.

Первый поезд с нефтью из Кизляра в Астрахань отправился 4 августа 1942 года. Только с августа по октябрь 1942 года в районы сражения на Волге было направлено 16 тысяч цистерн с горючим (около 1 млн тонн). Это была героическая стройка военного времени, 80 процентов железнодорожного полотна проходило по территории Калмыкии. Плохо одетые, полуголодные женщины, старики и подростки вручную выполнили земляные работы и подготовили земляное полотно протяженностью 280 километров. Работали и в летний зной, и в зимнюю стужу. Напомним, на калмыцком участке «спецстроительства №8» трудились в основном жители Лаганского, Уланхольского, Долбанского, Юстинского, Приволжского и Черноземельского улусов.

В четверг в парке Победы возле памятника, посвященного подвигу жителей республики, принявших участие в строительстве стратегически важной железной дороги, состоялось торжественное мероприятие. Мемориал был установлен в степной столице семь лет назад. Инициатива возведения памятника принадлежит почетному гражданину РК, члену Калмыцкого регионального общественного движения «Ветераны строительства и обороны фронтовой железной дороги Астрахань-Кизляр в годы Великой Отечественной войны 1941-1943 годов» Тагиру Баерхаеву. Автор памятника – Ахмет Босчаев.

«Переоценить значение железной дороги «Астрахань-Кизляр» с исторической, стратегической точки зрения невозможно. В короткие сроки старики, женщины и подростки построили железную дорогу в голой степи. Трагизм этой дороги и в том, что уже в декабре 1943 года жители из восточных улусов республики по ней отправились в Сибирь…», - подчеркнул заместитель главы администрации Элисты Дмитрий Довгополов.

По словам председателя общественного движения «Ветераны строительства и обороны фронтовой железной дороги Астрахань-Кизляр в годы Великой отечественной войны 1941-1943 годов» Сергея Кукуева, сейчас разрабатывается проект по установке тематического музея под открытым небом, который будет состоять из паровоза военного времени и двух железнодорожных вагонов. Кроме того, активисты движения выступают с инициативой возвести в шести населенных пунктах Калмыкии памятные знаки. В качестве примера он привел поселок Артезиан. В прошлом году там был установлен мемориал. Инициаторами его создания выступили старшеклассники Артезианской школы №1.

«Среди тех, кто в нечеловеческих условиях укладывал шпалы, была моя мама - Уляш Баркаевна Омаева, - поделилась с «ЭП» дочь труженицы тыла Галина Владимировна. - Ей было всего 18 лет. В сибирской ссылке маме тоже пришлось несладко: работала на лесоповале. Но она никогда не жаловалась. Родила пятерых детей, дождалась внуков и правнуков. Два года назад нашего самого любимого и родного человека не стало, маме было 96 лет. Я не могла не прийти в этот день на мероприятие, чтобы почтить ее память и тысяч наших земляков, внесших свой вклад в Великую Победу».

Среди тех, кто пришел 4 августа к мемориалу, был и Улюмджи Эвирович Нимгиров. Будучи 12-летним мальчишкой он вручную таскал песок и щебень, кормил и подводил лошадей.

«Земля была твердая, женщинам приходилось ломами вгрызаться в грунт. Это было тяжелое испытание, не знаю, как они смогли это выдержать», - едва сдерживая слезы, вспоминает Улюмджи Нимгиров.

Труженики тыла, представители городской администрации, активисты движения «Ветераны строительства и обороны фронтовой железной дороги Астрахань-Кизляр в годы Великой Отечественной войны 1941-1943 годов», элистинцы почтили минутой молчания память народных героев. Затем для участников строительства железной дороги, их родных в кинотеатре «Октябрь» был организован благотворительный обед от администрации Элисты.

Вита Баирова