29.09.2024, 04:31

В среду, 12 апреля, в этнографическом комплексе «Церен», состоялось открытие музея калмыцкого казачества.

В комплексе, расположенном у поворота с объездной дороги на пригородный Аршан, несколько кибиток, у каждой из которых свой функционал. Огромная ханская юрта, музей калмыцкого казачества, музей монгольских кочевников, юрта шамана, этно-кафе «Кочевник». Неподалеку зона конных и верблюжьих прогулок.

Комплекс развивается благодаря победе спортивно-туристского клуба «Ойрат» в грантовом конкурсе среди некоммерческих организаций. Это принесло 1200 тыс. рублей, которые воплотились в полноценный музей калмыцкого казачества и другие тематические площадки. Какая из них отдана казакам, заметно сразу. Кибитка находится в центре композиции казачьего куреня, опоясанного плетеной изгородью. Поднявшись на смотровую вышку, попробуйте отодвинуть бескрайний степной горизонт. Тут же арба с пахучим сеном, качели, на которых могут покататься дети.

Как сказал модератор мероприятия Евгений Бембеев, «казачество – это огромный пласт в истории, который нужно вскрывать для потомков. В калмыках всегда видели готовых воинов, поскольку их не нужно было обучать, поэтому усиленно привлекали в казачье сословие». В большой кибитке-музее много экспонатов: стрелковое оружие, легендарная казачья шашка, одежда, бытовая утварь, самовар, утюг, рушники, музыкальные инструменты, конская упряжь, фотографии, книги о калмыцком казачестве.

Особый интерес представляют стенды о нойонах Тундутовых, а также о калмыках-казаках – полных георгиевских кавалерах, знамя 80-го донского калмыцкого казачьего полка. О высоком качестве натурального войлока кибитки свидетельствует характерный запах. Судя по карте калмыцких соединений, в казачьих войсках России различались донские, уральские, оренбургские, ставропольские, чугуевские, доломановские, терские, кумские калмыки-казаки.

Руководитель проекта Наран Сангаджиев: «Наш комплекс предназначен для популяризации богатой и интересной истории калмыцкого народа. Мы не хотим повторяться, поэтому пробуем подавать историю, культуру, традиции в таком формате, чтобы посетителям было интересно. Позиционируем это так: любой наш гость именно через контакт, тактильные ощущения погружается в историю. Контакты, экскурсии в игровой форме, квесты лучше воспринимаются, особенно детьми. Но и взрослые могут на время стать детьми, окунуться в мир эмоций. Это интереснее, чем просто сухая лекция, и лучше запоминается. Комплекс со временем может стать одной из визитных карточек степного края, точкой притяжения».

Контакты здесь видятся не только при верховой езде, погрузиться в кочевой образ жизни наших предков можно и через прикосновения к старинным вещам, оружию, раритетным фото. Идею такого комплекса вынашивал отец Нарана, известный калмыцкий путешественник Юрий Сангаджиев. К горечи родных и близких, он ушел в мир иной. Его мечты воплощают сын, супруга Татьяна, единомышленники. К слову, Юрий Иванович видел в структуре комплекса «Город ремесел» музей калмыцких сказок. Об этом не забывают и будут развивать, вместе с освоением свежих идей, необычных форм подачи музейного «товара».

Познавательны атрибуты древних религий шаманизма и тенгрианства. В юрте шамана есть волчья шкура и даже чучело головы волка, на входе в комплекс встречают флаги с изображением тамги древних монгольских родов, религиозное сооружение – ова из тонких стволов деревьев, деревянные тотемы на высоких жердях, другие артефакты. Это действительно эксклюзив.

Открытие музея проходило под выступления народного ансамбля "Зултурган" и фольклорно - этнографического ансамбля «Эрдем». Со временем в комплексе «Церен» можно будет угоститься кумысом, чигяном, отдохнуть в юрте «Ночлег», к которой подключены блага цивилизации. В будущее здесь смотрят с надеждой и оптимизмом.

Валерий АСАРХИНОВ