23.12.2024, 06:53

В Элисте в штабе общественной поддержки в рамках проекта «Историческая память» стартовала тематическая неделя, посвященная 83-й годовщине строительства легендарной железной дороги «Астрахань-Кизляр».

В рамках тематической недели, которая стартовала 31 июля и продлится до 9 августа, состоятся встречи с участниками строительства военно-стратегической объекта, будут показаны фильмы, представлена выставка стендов, рассказывающая об уникальном историческом событии.

Эта дорога, построенная в невероятно короткие сроки и в нечеловеческих условиях, сыграла поистине историческую роль в исходе Сталинградской битвы, а значит, и всей Великой Отечественной войны. Возведение 356 км железнодорожного полотна в рекордные девять месяцев было осуществлено поистине героическими усилиями: все работы выполняли женщины, старики и дети, в то время как все мужское население страны находилось на фронте, защищало Родину.

Как напомнил в беседе с корреспондентом «ЭП» председатель Калмыцкого регионального общественного движения «Ветераны строительства и обороны фронтовой железной дороги Астрахань-Кизляр» Сергей Кукуев, дорога, зашифрованная под названием «объект НКПС № 8», стала основным и кратчайшим маршрутом для перевозки горюче-смазочных материалов из Баку в Сталинград. Первый поезд с ГСМ из Кизляра в Астрахань отправился 4 августа 1942 года. Это была героическая стройка военного времени, 80 процентов железнодорожного полотна проходило по территории Калмыцкой АССР. Женщины, старики и подростки вручную выполнили земляные работы и подготовили полотно протяженностью 280 километров. Работали и в летний зной, и в зимнюю стужу. На калмыцком участке «спецстроительства №8» трудились в основном жители Лаганского, Уланхольского, Долбанского, Юстинского, Приволжского и Черноземельского улусов.

«Таким образом, победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Люди голодали, но выполняли поставленные задачи. Строители рассказывали, что днем они работали на возведении земляного полотна железной дороги, а по вечерам вязали варежки, шили теплые вещи и отправляли на фронт. Сегодня в Калмыкии проживают 40 участников строительства дороги, в том числе Матрена Бадмаева. Кстати, несмотря на возраст (100 лет!), в прошлом году она связала шесть пар теплых носков для бойцов СВО», - отметил собеседник.

Выставку могут посетить все желающие. Главная цель мероприятия – патриотическое воспитание молодежи и напоминание о героическом подвиге мирных жителей, примере интернационального сплочения, которое заслуживает скрупулезного научного изучения. Выставка была экспонирована в Астрахани и Волгограде.

Напомним, что ежегодно 4 августа в Элисте в парке Победы возле памятника, посвященного подвигу жителей республики, принимавших участие в строительстве стратегически важной железной дороги, проходят торжественные мероприятия. Мемориал был открыт по инициативе почетного гражданина РК, члена Калмыцкого регионального общественного движения «Ветераны строительства и обороны фронтовой железной дороги Астрахань-Кизляр в годы Великой Отечественной войны 1941-1943 годов» Тагира Баерхаева и принимавшего активное участие в строительстве железной дороги Петра Четырева.

Гиляна Мамонова