28.03.2024, 19:35

К 190-летию Ивана Сеченова - гениального русского ученого и мыслителя-материалиста, создателя физиологической школы. 

Вклад ученого в науку метко охарактеризовал Иван Петрович Павлов, назвавший Сеченова «отцом русской физиологии». Действительно, с его именем физиология не только вошла в мировую науку, но и заняла в ней одно из ведущих мест.

Не вдаваясь в великие открытия и научные труды Сеченова, вспомним один биографический факт, который будет интересен нам, калмыкам.   

В селе Теплый Стан близ губернского города Симбирск, в 1829 году в семье столбового дворянина Михаила Алексеевича Сеченова родился поздний ребенок - сын Иван. 

О молодости Михаила Алексеевича почти ничего неизвестно помимо того, что с рождения был зачислен в гвардию  сержантом Преображенского полка,  первая боевая служба, давшая чин секунд-майора, и последующая размеренная жизнь в небольшом поместье с двумястами крепостных душ.  Михаил Алексеевич славился в округе как человек абсолютной честности, равнодушный к деньгам, картам, уездным почестям. Обладал гордой независимостью дворянина, воспитанного на искреннем убеждении «береги честь смолоду», сам жил неприхотливо, был лишен всякого высокомерия и заносчивости. В неурожайные годы бесплатно раздавал хлеб, в случае пожара выделял средства на новые избы. В селе возвышалась каменная церковь, построенная на средства Михаила Алексеевича Сеченова. Бывший гусар, страстно любил лошадей, привил эту любовь и детям. У него была еще одна страсть - бильярд. Часто играл с младшим сыном, и, бывало, проигрывал, поскольку Ваня отличался верным глазом и твердой рукой. Для своего семейства Михаил построил большой двухэтажный дом из двадцати комнат, в котором  с раннего утра без устали хлопотала мать семейства   Анисья Егоровна, целиком посвятившая себя семье. 

Интересна судьба этой умной и кроткой женщины. Молодая, трудолюбивая крепостная девушка приглянулась барину. Сеченов отправил девушку в монастырь учиться грамоте и рукоделиям, а потом обвенчался с нею. Пример отца, доброта матери   многое вложили в душу впечатлительного Вани. В мемуарах Сеченов  писал с любовью: «Моя умная, добрая, милая мать была красива в молодости».

За пятнадцать лет совместной жизни в семье Сеченовых родилось восемь детей: пятеро сыновей и три дочери: Алексей, Александр, Анна, Рафаил, Андрей, Варвара, Серафима и Иван. И только в Ване, единственном из восьми, неожиданно ярко пробились черты облика одной из бабушек Анисьи Егоровны – калмычки! Пробились в черных прямых волосах, в своеобразном разрезе темных до черноты глаз. В своей автобиографической повести, Иван Михайлович продолжает: «По преданию, в крови матушки имелась примесь калмыцкой крови. Из всех детей я вышел в черных родственников матери и от нее приобрел то обличье, благодаря которому возвратившийся из путешествия по Ногайской степи Мечников говорил мне, что в палестинах этих, что ни татарин, то вылитый Сеченов…»

Один из биографов Сеченова подтверждает: «В роду Сеченовых (по матери) были калмыки». Сам Сеченов вспоминал: «Мальчик я был очень некрасивый, черный, вихрастый и сильно изуродованный оспой (она напала на меня на первом году и изуродовала меня одного из всей семьи), но был, должно быть, неглуп, очень весел и обладал искусством подражать походкам и голосам, чем часто потешал домашних и знакомых…, я пользовался любовью в семье и благорасположением знакомых, не исключая барынь и барышень».

Михаил Алексеевич дал всем детям образование. Пока старшие братья служили, учились, Ваня в усадьбе был единственным мальчиком. Несмотря на возраст, не уступал в храбрости никому из гусаров Сеченовых, увлекался верховой ездой и слыл отчаянным наездником. 

Учился Ваня легко и с увлечением, без труда выучился читать, писать и говорить по-немецки и по-французски. Детство закончилось, и семейный совет направляет младшего Сеченова в армию, но по инженерной части. Он получил прекрасное образование в Петербурге  и на медицинском факультете Московского университета. Спектр его интересов необычайно широк: обладал глубокими знаниями по математике, физике, химии, анатомии, физиологии, медицине, знал несколько языков. В учебе был одним из лучших, преподаватели высоко  ценили его.  Увлечение психологией и научными исследованиями в области анатомии и физиологии, привело к созданию в Петербурге  в 1860 году первой русской физиологической школы.

Для Сеченова самым важным было доказать на опыте, что воля, веками считавшаяся исходящей от души силой, производится «маленьким кусочком мозгового вещества». В накаленной атмосфере споров о душе Сеченов приступает к экспериментам над мозгом, в ходе которых открывает так называемые тормозные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Это было великое открытие. По праву Сеченова можно считать основоположником отечественной научной психологии.

Тема послужила причиной того, что на него стали смотреть как на строптивого человека, нетвердого в религии.  Появилось множество неприятностей  после  книги «Рефлексы  головного мозга», в которой доступно  и в то же время строго научно изложил, как материалистическая наука понимает «душевную» жизнь… Академик Павлов окрестил  труд: «Гениальный взмах сеченовской мысли!». Но книгу запретили, а Сеченова обвинили в отрицании устоев нравственности и религии! Немногим позже запрет сняли, боясь оскандалиться перед ученой  Европой. Однако великий физиолог – гордость России – на всю жизнь для царского правительства остался «политически неблагонадежным». 

Следует подчеркнуть, что в Сеченовской программе свойственна ограниченность, предопределенная  его временем. Его подход наметил лишь путь объективного исследования явлений сознания в основном как продуктов взаимодействия индивида с предметным миром. 

150 лет назад Сеченов сорвал пелену таинственности, которой была окружена психическая жизнь человека. Радость и печаль, насмешка, страстность, одушевленность – все эти явления жизни мозга, по Сеченову, выражались в результате меньшего или большего расслабления или укорочения определенной группы мышц - чисто механического акта.

Теперь можно считать официально доказанными свойства мозга по усилению или ослаблению активности полушарий, способности человека блокировать негативные эмоции и вырабатывать состояния, оказывающие благотворные влияния на его  внутреннее самочувствие.

Он многое предвосхитил. Получив прекрасное физико-математическое и инженерное образование, эффективно применял знания в своей научной деятельности, используя, помимо прочего, и такие подходы, которые впоследствии были названы кибернетикой.   

Это великий человек, знаменитый ученый с каплей калмыцкой крови, трудом и талантом даровавший миру свои открытия, оставивший след в памяти человечества, дает нам маленький повод для гордости за свою многонациональную страну.

Мария ДОРДЖИЕВА, cотрудник Национального музея   им. Н. Пальмова