28.04.2024, 21:29

Как мы уже писали, в пятницу, 1 июня, глава республики Алексей Орлов дал интервью ГТРК "Калмыкия". 

Часть "Разговора по существу", в которой руководитель республики дал оценку как важному политическому событию, прошедшему в минувшее воскресенье - праймеризу партии "Единая Россия" среди кандидатов в депутаты  Народного Хурала (парламента) РК, была опубликована в субботнем номере "ЭП". Сегодня предлагаем вниманию наших читателей  стенограмму беседы с главой региона: 

- Алексей Маратович, давайте начнем с Петербургского  экономического форума. Беспрецедентное количество соглашений и встреч, не просто декларация о намерениях, а реальные проекты. Как Вы сами их оцениваете по шкале приоритетов для республики, и что значит сотрудничество с Калмыкией для самих партнеров? 

- Небывалое количество соглашений было подписано в этот раз на площадках Санкт-Петербургского экономического форума, восемь, если быть точным. Нет смысла перечислять их все, я сделаю акцент на наиболее приоритетных.

В последние годы мы уделяем серьезное внимание развитию энергетики.  Мы понимаем  ситуацию с отсутствием собственной генерации в полном объеме. С этим были связаны меры, которые мы предприняли на уровне республики, когда пошли на 50-процентное возмещение затрат на электроэнергетику для предприятий перерабатывающей отрасли. Но этого недостаточно. Сегодня задача стоит, чтобы экономика страны нарастала в пределах 3-4 процентов в год. Эта задача поставлена президентом, темпы должны быть не ниже. Естественно, сегодня говорить о таких темпах роста экономики можно будет только тогда, когда будут внебюджетные источники финансирования и инвестиционные вливания в тот или иной субъект РФ.

А инвестиции должны и могут идти туда, где, конечно же, в первую очередь, существуют источники энергетики, инфраструктура, инвестиционный портфель и, безусловно, благоприятный административный климат. Собственно, на этом мы акцентировали внимание и мое,  и правительства республики в последний год.

Как известно, уже на площадке Сочинского инвестиционного форума мы подписали первое соглашение с одной из известных компаний, но мы решили двигаться в этом направлении дальше.  Было подписано соглашение с компанией "Хевел" - это одна из ведущих международных российских компаний, работающих на рынке альтернативной энергетики, в частности, солнечных станций. Первая очередь строительства предполагает 75 МВт; общая стоимость проекта 15 млрд рублей, окончательная фаза строительства - это солнечные батареи и солнечные станции на 135 МВт. 

 Это серьезно, с учетом предыдущего  подписанного соглашения в Сочи в общей сложности мы выйдем примерно на 200 МВт в течение 2019-2020 годов, т. е. в самом ближайшем обозримом будущем. Это, конечно же, сработает, я убежден, в том смысле, что, в первую очередь, мы будем интересны для крупных инвесторов в перерабатывающей отрасли. 

Для нас перерабатывающая отрасль - это, в первую очередь, наше сельское хозяйство. При наличии такой энергетики и энергетической базы, где будет снижена и тарифная стоимость, как для населения, так и для юридических лиц, мы не исключаем той возможности и мы ведем такую работу, что некоторые промышленные предприятия, возможно, будут рассматривать варианты переноса своих производственных мощностей на территорию Калмыкии. У нас для этого есть все. В данном случае будет энергетика, кадры у нас уже есть, есть развитая инфраструктура, геостратегическое, конечно, в масштабах Юга страны местоположение нашей столицы - Элисты, т. е. все предпосылки для перспективного роста экономики у нас в настоящее время имеются.

Среди наиболее важных для повседневной жизни наших с вами земляков - соглашение с компанией "Швабе-Москва". Эта компания специализируется в сети строительства на концессионных условиях, на условиях государственно-частного партнерства учреждений здравоохранения, лабораторий, клиник, даже фармацевтических предприятий в тех или иных субъектах РФ.

Я хочу надеяться, что первый шаг, который мы сделали с компанией, подписав соглашение, будет иметь продолжение, и мы наладим это сотрудничество. Нам нужен онкологический центр, нужна более развитая система ранней диагностики тех или иных заболеваний, с чем мы сегодня сталкиваемся в здравоохранении. Нам необходимы дополнительные инвестиционные вливания в части, касающейся наличия медицинских лабораторий, и я уверен, что то сотрудничество, которое мы начали, оно будет продолжено.

Конечно же, нельзя не упомянуть о таких видах сотрудничества, как соглашение, подписанное с Агентством стратегических инициатив "Магазин верных решений", это Фонд развития предпринимательства, фонды "Промышленная среда", "Деловая среда". Это новые возможности для нашего бизнеса, для наших предпринимателей. Для доступа не только напрямую к финансовым источникам, но и модернизации производства, закупки нового оборудования в разных отраслях экономики,  и к новым системам образования, новым пакетам образовательных программ, которые имеются у этих корпораций, и, безусловно, появление нашей продукции через новые инструменты уже на российском рынке.

Ну, если вот вкратце, то это, наверное, основные итоги Санкт-Петербургского экономического форума.

- Что можете сказать по поводу соглашений с Ингушетией и Псковской областью?

- Мы давно общаемся с коллегами из этих регионов и знакомы давным-давно. Сегодня соглашения формализуют сложившийся уровень сотрудничества, который уже есть, особенно с Республикой Ингушетия. Мы с Юнус-Беком Баматгиреевичем  (Евкуровым - прим. Ред.) говорили о том, что уже на сегодня, скажем так, самодеятельно работают наши компании в части обмена между собой своей товарной продукцией. Мы поставляем им скот, а Ингушетия - продукцию овощеводства, садоводства.

В республике существуют серьезные, я бы даже сказал, очень серьезные производственные мощности по части консервации тех или иных видов овощных и фруктовых продуктов, а мы сегодня формализуем и пускаем это русло сотрудничества в более регулируемую форму, в хорошем смысле этого слова. В рамках подписанного соглашения будут разработаны программы сотрудничества между правительствами двух республик, между Калмыкией и Ингушетией, и я уверен, что в самые ближайшие дни это сотрудничество приобретет более широкие масштабы.

Мы хотим организовать совместный обмен сельскохозяйственными выставками, как в Магасе, так и в Элисте, хотим увеличить долю нашего присутствия на животноводческом рынке Ингушетии. Это очень интересно, потому что до сегодняшнего дня, что касается крупного рогатого скота - это, прежде всего, касалось молочной продукции, молочного производства; мясное производство было не так развито в Ингушетии. С нашей помощью они хотят приобрести маточное поголовье, приобрести племенной скот, заняться у себя племенной и селекционной работой. Мы же, в свою очередь, хотим перенять их опыт садоводства. Как известно, в западных районах нашего региона уже начали с итальянскими партнерами делать первые шаги в этом направлении. Но я думаю, что, приобретя дополнительно помощь, поддержку и опыт садоводов Ингушетии, мы эту структуру более расширим и улучшим эффективность.

Что касается соглашения с Псковской областью, то здесь тоже в основном это будет касаться сельского хозяйства, но с несколько другой стороны. От нас племенной скот, опыт строительства откормочных площадок, малых мясоперерабатывающих комплексов, а в Псковской области несколько заводов, специализирующихся по навесной технике для сельхозтехники, которая имеется у нас в республике. Я думаю, это, во-первых, послужит, с точки зрения чистого бизнеса, снижению себестоимости продукции, производимой на территории обоих регионов. С точки зрения, когда мы эти поставки будем делать напрямую, послужит в части, касающейся ценообразования: те же самые сенокосилки, бороны, лемеха, плуги и прочее, что производится в Пскове, я думаю, процентов на 15-20 будут ниже, чем те, которые сегодня предлагаются на рынке, скажем так, стихийно.

Вот это все, что касается межрегионального сотрудничества.

- Алексей Маратович, в рамках Петербургского международного экономического форума Вы приняли участие в работе панельной сессии, посвященной вопросам бюджетной и налоговой политики. Эта тематика крайне  актуальна и для страны в целом, и для нашей республики. С одной стороны, экономика растет, а с другой - президентом поставлены масштабные социальные задачи, и всем ясно, что будет некая перенастройка системы. Что нам всем ждать? Как сохранить устойчивость бюджетной системы с одной стороны, а с другой стороны - обеспечить исполнение всех социальных проектов, которые курирует лично президент? Как повысить эффективность бюджетных расходов и каковы направления развития межбюджетной политики?

- Я уже говорил об этом вскользь: 3-4 процента прироста в экономике. Это не просто цифры, это огромная, масштабная работа. И в первую очередь, она, конечно же, будет ориентироваться на новые источники финансирования бюджетной сферы. Надо признать, и это, собственно, признается и правительством РФ: многие-многие годы мы формировали бюджет республики, и темпы роста экономики в основном были обусловлены темпами роста цены на углеводороды. Сегодня в стране, это тоже очевидный факт, мы уже практически четыре года живем и работаем в так называемом санкционном режиме. Мы научились работать, и об этом было сказано, кстати, на площадках  Санкт-Петербурга: Россия несмотря на санкционные ограничения в части именно финансового рынка, новых технологий, сотрудничества сумела сохранить темпы роста экономики, пусть не такие масштабные, какие предполагаются в ближайшие шесть лет, но, тем не менее, динамика позитивная есть; мы сохранили свои рынки, более того - так называемый процесс импортозамещения в разных сферах экономики успешно работает и реализуется. То есть механизм существования межбюджетных отношений заложен, и базис для развития экономики существует. Сегодня стоит задача эффективно и качественно его преобразовать для того, чтобы добиться тех темпов роста, которые обозначил президент, то есть не ниже мировых.

Этого можно добиться только за счет новых новаций в сфере привлечения внебюджетных инвестиций в сфере развития малого и среднего бизнеса, в сфере развития тяжелой индустрии, опирающейся на собственные ресурсы. Можно с уверенностью говорить о том, что этот механизм уже работает, но для того, чтобы он работал, безусловно, нужна предсказуемость в налоговой политике, бюджетных отношениях, бюджетном кодексе страны.

Безусловно, на площадке,  в которой я принимал участие, также принимал участие первый вице-премьер страны, министр финансов Антон Германович Силуанов, вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Алексеевна Голикова. Мы в дискуссионном порядке, в порядке обсуждения говорили о том, что, безусловно, изменения будут. Изменения в налоговой политике, но они не будут носить базовый характер, базовый фундамент налоговой политики страны сохранится на ближайшие шесть лет, и об этом официально объявлено заместителем председателя правительства, но некоторые изменения все же будут.

Что касается каждого гражданина нашей страны: 13-процентная ставка налогов на доходы физических лиц останется неизменной. Что претерпит изменения, и я думаю, здесь будут качественные изменения. Это, конечно же, межбюджетные отношения между федеральным центром и регионами. Собственно, я вступал, ну, если не в полемику, то в дискуссию, высказывал свои соображения в части, касающейся налога на прибыль.

Как известно, некоторое время тому назад было принято очень верное решение о перераспределении налога на прибыль, так называемый один процент. Но сегодня объем задач в социальной сфере стоит в разы выше, чем это было до того. Если предыдущие "майские указы" определяли определенную дорожную карту по определенным сферам и отраслям экономики или сферам и отраслям социальной жизни каждого человека, каждого гражданина страны, то сегодня стоит задача вдвое уменьшить уровень бедности в стране. Сегодня задача стоит ввести 120 млн кв. м. жилья для граждан, причем, вводить его не на условиях долевого строительства, как это было ранее, а предоставлять человеку непосредственно готовое жилье и только после этого производить финансовые расчеты.

Колоссальные задачи стоят в здравоохранении: увеличение продолжительности жизни человека. Мы сегодня в республике, ну, если не похвастаться, то можем говорить о том, что мы превышаем средний российский уровень продолжительности жизни. Но задачи, поставленные президентом,  80+. Это к  2024-2026 годам. Все это, конечно, потребует серьезных финансовых вливаний и решений. А если быть точными, та же Татьяна Алексеевна озвучивала цифру 8 трлн рублей.

На другой площадке мы обсуждали то, что речь должна уже идти о системных изменениях в межбюджетных отношениях. Я, собственно, говорил по налогу на прибыль. Это один из вариантов того, чтобы субъекты РФ могли в массе своей выполнить свои социальные обязательства перед населением страны именно в ключе задач, поставленных президентом.

Безусловно, речь здесь не идет о регионах-донорах. Основная масса страны - это регионы дотационные. Мы, слава богу, вышли из категории сверхдотационных, но по-прежнему дотируемся из центрального федерального бюджета. Конечно, эта доля ежегодно сокращается, тем не менее, все равно она остается значимой и ощутимой для нас. Вот это один из источников.

Следующий источник - это решение, которое принято правительством РФ и которое начнет работать с 1 июля текущего года, это изменение в налогообложении нефтяной отрасли, иными словами, снижение акцизов. С одной стороны, это облегчение для наших промышленников, работающих в топливно-энергетическом комплексе, с другой стороны, это конкретная поддержка и помощь регионам.

На сегодняшний день принято решение, что 100 процентов акцизов будут уходить в региональные бюджеты. Как известно, мы сами непосредственно принимали участие в решении этих вопросов, я не хотел бы останавливаться на них более подробно - мы об этом достаточно часто говорили, и я повторяю об этом в некоторых своих выступлениях и интервью. Сегодня дорожный республиканский фонд около 700 с лишним миллионов; мы ждем, что до конца года он увеличится со 100-процентным отчислением акцизов на нефтепродукты и в сфере налогообложения нефтяной отрасли. У нас дополнительно появятся возможности, и мы выполним ту задачу, которую поставил президент.

Нам надо "прошить" страну автомагистралями, не только федеральными, но и региональными, в первую очередь. Инфраструктура и дорожная сеть за шесть лет должны измениться радикально. Все это, безусловно, послужит регионам, в первую очередь.

Вы сказали о том, что еще конкретно мы можем ощутить у себя в республике, когда мы обсуждали на панели бюджет. Я говорил и о неработающем населении. Татьяна Алексеевна Голикова поднимала эту тему, и мы практически в унисон говорили об одном и том же.

Сегодня огромное бремя на бюджеты регионов - это выплаты в ФОМС за неработающее население. Это в основном бремя регионов, но  у нас в республике этого нет, это я ответственно заявляю, но в некоторых регионах бремя отчисления в ФОМС превышает дотации, идущие из федерального бюджета. Инициатива следующая. Федеральное правительство, федеральный бюджет возьмут на себя прямое дотирование ФОМС, избавляя тем самым от этого бремени регионы. Я внес следующую инициативу, буду еще встречаться дополнительно, речь идет о неработающем населении,  о так называемых если не самозанятых, то, по крайней мере, тех, кто просто, ну, скажем так, числится в категориях якобы безработных. Но ведь у нас ситуация совершенно другая. У нас с вами свыше 60-ти тысяч личных подсобных хозяйств, которых формально Росстат сегодня тоже относит к неработающему населению. Соответственно, эта доля населения, за которую мы сегодня платим в ФОМС, завтра она будет уходить из центрального бюджета, но формально по бумагам она все равно останется за нами. Почему? Я неоднократно поднимал эту тему на самых разных уровнях, даже на съезде партии, который состоялся в декабре прошлого года, и сейчас на этой площадке я говорил, что методика, критерий по определению подхода к неработающему населению в каждом регионе страны должна быть избирательной.

По реакции двух вице-премьеров и зала я почувствовал, что эта тема была интересной.     

- На площадке Петербургского экономического форума состоялась встреча с секретарем генерального совета партии "Единая Россия" Андреем Турчаком, вы обсуждали  итоги состоявшегося 21 мая совместного заседания высшего генерального совета партии "Единая Россия" и состоявшейся конференции, которая уже получила название "Направление 2026". Ранее вы выступали на дискуссионной площадке этой конференции. Какие важные для республики темы, политические, экономические были затронуты?

- Всё упирается в экономику. "Единая Россия", и это очевидный факт, партия власти. Соответственно, мы не занимаемся политической болтовней и тема партконференции "Направление 2026", она говорит сама за себя. Партия нацелена на то, чтобы выглядеть передовым отрядом, чтобы выполнять те экономические задачи, которые поставил перед страной глава государства, президент страны Владимир Владимирович Путин. Собственно, это было лейтмотивом всех дискуссий, которые происходили до партийной конференции и лейтмотивом панельной дискуссии, где я принимал непосредственное участие, также  председатель Народного Хурала (парламента) РК Анатолий Васильевич Козачко принимал участие, руководитель фракции Саглар Бакинова. Это экономика роста. И, собственно, вопросы, которые обсуждались там, они касались, экономики. И когда в Санкт-Петербурге с Андреем Турчаком мы говорили, я опять-таки повторил тему, с которой выступил на панельной дискуссии, попросил его поддержки и  чтобы эта тема тоже была заложена, но если не в Стратегию, то, по крайней мере, была взята на вооружение партийным руководством уже сегодня. Потому что она касается не только РФ. По разным цифрам всего по территории РФ от 50 до 70 % земли находится вне зоны  сельскохозяйственного оборота. Это огромные земельные массивы. А не учитывать этот массив нельзя. Безусловно, здесь нужна государственная поддержка. Мы с вами знаем, к сожалению, это так. Сибирь, Центральная часть России, некоторые районы Зауралья, Урал, они сегодня просто-напросто заброшены. Деревни заброшены. У нас, слава Богу, этого нет, но есть другая история - наши КФХ, наши сельхозтоваропроизводители, и я это донес до Андрея Анатольевича, закредитованы донельзя. Сегодня нечего представить банковским организациям, финансовым институтам, другим в качестве залога. Кредитную историю?  Технику, которой лет 20, в лучшем случае - 10-15? Больше нечего. А почему же мы забыли про так называемый земельный банк, который когда-то успешно работал? Это было в досоветский период истории, но тема на самом деле очень интересная. Земля - основной источник жизни на планете. Земля в прямом смысле этого слова, земельные наделы, земельные участки, паи. Мы сегодня столкнулись с этим на территории Калмыкии. Наши пайщики, которые сдают те или иные участки в аренду, ведь, по сути, получают крохи за свой земельный надел или вообще ничего не получают. А регион вообще ничего не получает. И самое главное - фермер не может использовать землю как финансовый инструмент. Во всем мире, вся мировая практика говорит, что земля, если ты обладатель земельного участка, неважно будь он у тебя в аренде долгосрочном или в собственности - это уже финансовый инструмент, инструмент финансового залога. Другого инструмента,  я говорю сейчас про Калмыкию, у наших сельхозтоваропроизводителей нет. К этой теме пока никто серьёзно не подходит. Я эту тему поднимал неоднократно, в том числе на партконференции. Я упомянул об этом на встрече с Андреем Анатольевичем на Питерском форуме. 

Мы говорили о пенсионной реформе, о пенсионном реформировании в стране. Мы поддерживаем инициативу партии о так называемом коэффициенте замещения - 40 %. Это будет очень хорошим подспорьем в данном случае для наших ветеранов. Мы поддерживаем инициативы, которая партия проводит и проводила за последние годы. Это комфортная городская среда, чистая природа, раздельный сбор и утилизация мусора. Мы предприняли уже ряд шагов дополнительных  по строительству нового полигона близ столицы нашей Элисты и утилизации и консервации старого полигона, который уже на протяжении многих лет доставляет массу неприятностей горожанам. Мы относим этот полигон дальше, мы его будем строить совершенно по другим условиям, технологиям, мы будем консервировать, но этого недостаточно, мы пока делаем только первый ход о мусороперерабатывающем производстве. Партия предлагает здесь участвовать регионам в части касающейся софинансирования. Я сказал, что мы одни из первых готовы закладывать в бюджет даже 2018 года с корректировками и поправками, примем посильное участие в этих проектах. И секретарь генерального совета партии заверил, что наша заявка будет рассматриваться как одна из приоритетных. И, конечно же, в беседе с Андреем Анатольевичем я проинформировал его о ходе предвыборной кампании в Калмыкии. 

Записала Зоя УБУШИЕВА

Фото Ирины БЕРЕЗОВСКОЙ