Лучший педагог Калмыкии 2022 года, учитель математики Занда Эрднеева работает в Элистинском техническом лицее.
Для разговора с корреспондентом «ЭП» Эрднеева выкроила «окошко» в плотном рабочем графике, и поведала о своем непростом пути к успеху, становлении как педагога, работе с детьми, математике, о целях и увлечениях.
- Занда Саналовна, позвольте поздравить вас с победой в самом популярном и престижном учительском конкурсе.
- Спасибо. С конкурсом у меня необычная история, участвовала в нем три раза. В 2014 и 2018 году занимала призовые места в городе и республике. И вот, наконец, победила. Очень благодарна своим коллегам, которые горячо поддерживали меня, переживали, советовали. Но волнения не было, наверное, сказался опыт. Показала свое авторское учебное пособие «50 шагов к успеху». Сейчас на него готовится рецензия, и брошюра будет выпущена. Кстати, пригодилось и то, что я два года была руководителем клуба молодых педагогов «Постижение».
- Давайте прикоснемся к истокам. Решение стать учителем – это воплощение детской мечты или осознанный выбор?
- Я окончила Артезианскую среднюю школу № 2 в 2008 году с серебряной медалью. У меня было, скажем так, два направления – физико-математический факультет или обучение дизайну в Москве.
- Такие разные, взаимоисключающие профессии…
- Любимыми предметами в школе были алгебра, геометрия и черчение. В детстве я очень любила шить. Но в Москву учиться на дизайнера не поехала. Были еще мысли об экономике. Моя тетя, она сама математик, сказала, что экономистов в стране много, а учителя математики будут востребованы всегда. В итоге перевесила математика. В КалмГУ меня приняли сразу, потому что была медаль, высокие баллы по ЕГЭ.
- Учеба в вузе подтвердила правильность выбора в пользу царицы наук?
- Да, я поняла, что учитель математики – это мое. В 2012 году стала бакалавром. Потом и работала, и училась в магистратуре. Начинала в школе № 10, у меня были пятые и седьмые классы. Правда, проработала там меньше года. Уже в августе 2013 года перешла в лицей, и почти девять лет тружусь в родном ЭТЛ. Почему перешла? Наверное, потому что здесь старшие классы, а в десятой школе был средний школьный возраст. Мне, молодому педагогу, сложно было «держать класс».
- И как работается со старшеклассниками, считающими себя независимыми и не признающими авторитетов?
- Оказалось, что со старшими школьниками работать тяжелее. У них ведь переходный возраст. Если пятиклассников еще можно как-то приструнить авторитетом, то со старшеклассниками такое не проходит. Тем более что я никогда не повышаю голос, это принципиальная позиция. С первых дней работы в лицее мне очень помогла наставник Вера Петровна Яшкаева, за что ей большое спасибо.
- Какие они – современные ученики, чем отличаются от школьников вашего поколения?
- Дети, пожалуй, стали сложнее, эрудированнее, ведь сейчас такой поток информации. В моем детстве задание учителя не обсуждалось. Сегодня же дети склонны подискутировать, они знают не только свои обязанности, но и права. Поэтому мы обсуждаем тот или иной вопрос и приходим к общему знаменателю.
- Столько разговоров вокруг темы ЕГЭ и не видно им конца и краю…
- Действительно, на успешную сдачу ЕГЭ «заточены» и школьники, и родители. С этого года требования усложнились, появились новые задания. Поэтому готовлю учеников фактически два года – 10 и 11 классы. Сейчас у меня на выходе десятиклассники, с которыми пишем условный ЕГЭ примерно на 60%. И есть год в запасе, чтобы довести уровень подготовки, допустим, до 90%.
Являюсь классным руководителем 11 «А». Он называется «Мультик», в нем два профиля – физмат и химбио. Так что приближается мой второй выпуск и новые волнения. Первый был в 2018 году. Сейчас они студенты старших курсов. Приезжают в Элисту из разных городов, конечно, встречаемся, общаемся.
- Как складывается ваш рабочий день, остается время на увлечения, общение с близкими людьми?
- С утра уроки в лицее, потом занимаюсь отработкой с теми учениками, кто по каким-то причинам получил низкую оценку. Обязательно хожу в спортзал на тренажеры. Остается немного времени на любимые шитье, вязание, даже прошла обучение на курсах кройки и шитья. Из книг читаю в основном спецлитературу. Когда удается, то с удовольствием путешествуем по стране вместе с супругом.
- Поделитесь планами на будущее. Наверняка ставите перед собой новые цели.
- Всегда стараюсь ставить перед собой цель. Сейчас готовлюсь к финалу конкурса, который пройдет осенью в Тюмени. У меня высшая учительская категория, когда ее присваивали в 2020 году, все удивлялись моей молодости. Это, наверное, тоже из разряда целевых установок.
Признаюсь, по натуре я – лидер и перфекционист, ставлю высокие задачи, стараюсь все держать под контролем, не откладывать дела на потом. Это мои принципы, жизненное кредо, если угодно. Не тщеславие, а желание проверить себя, свои возможности, самоутвердиться.
Валерий АСАРХИНОВ