28.04.2024, 15:16

Какие тенденции в образовании наблюдаются, как повлияли гаджеты на учеников и что является главной наградой для учителя? В завершении Года педагога и наставника на эти и другие вопросы «ЭП» ответила заслуженный учитель РК, учитель русского языка и литературы Элистинского лицея Елена Куприяновна Манджиева.

О выборе профессии

- Профессию учителя я выбрала неслучайно, так как росла можно сказать в педагогической семье. Учителями работали мои тети Любовь Васильевна Лиджиева и Людмила Васильевна Шарапова. Будучи старшеклассницей, помогала Любови Васильевне в организации школьных мероприятий, а Людмила Васильевна стала моим первым наставником. Наверное, на выбор профессии повлиял тот факт, что я – старшая дочь в семье, поэтому мне всегда приходилось заниматься с младшими сестрами, учить их чему-либо. Так начиналась моя педагогическая деятельность.

С большим удовольствием я училась на филфаке КалмГУ. У нас были замечательные преподаватели, особенно Николай Николаевич Поляков, который вел литературоведение. В каждом из студентов он видел хорошего учителя, и мне всегда об этом говорил…

В Советской ( ныне Кетченеровской) средней школе я проработала 25 лет. Прошла путь от учителя до директора. С большой благодарностью отношусь к учителям, с которыми мне приходилось работать в то время, набираться опыта и знаний. В Элисту переехала в 2002 году. Работала в ЭКГ, но в 2007 году по приглашению руководства образовательного учреждения перешла в Элистинский лицей, где и тружусь по сей день.

О гаджетах и уроках нравственности

По моему мнению, самое тяжелое в работе учителя - видеть равнодушие к знаниям у учеников. Я задаюсь вопросами: почему они не загораются, все ли я сделала правильно, чтобы они поняли тему, вошли в удивительный мир русского языка и литературы.  Но если нет отдачи, то становится грустно, потому что не смогла увлечь ребенка. А очень радуют дети, которые тянутся к знаниям и благодарны за любую оценку, даже двойку. Один папа ученика мне рассказывал, что его сын радовался двойке и говорил: «Папа, как ты не понимаешь, это не ноль, это двойка, значит я не пустой человек». Кстати, у меня нет любимчиков, и я всегда поддержу тех, кто стремится к знаниям. Часто привожу в пример Василия Жуковского, который владел семью языками.

Конечно, образ  ученика меняется каждый год. Они не читают, как мы, классику, зато преуспевают в техническом плане, сказывается влияние гаджетов. Школьники быстро ориентируется в Интернете, могут найти любую информацию, что иногда бывает очень кстати.

Что касается нравственного воспитания, то, например, сегодня с восьмым классом изучали произведение советских времен Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Меня интересовал вопрос: какие уроки нравственности ребята вынесли. Они отвечали, что внешность человека может быть очень обманчивой. Порадовал и ответ ученицы, которая сказала, что главное, увидеть в человеке его душу.

Я всегда советую детям почитать записки Дмитрия Лихачева. К слову, из современных авторов мне нравятся произведения Тимура Кибирова. Но в основном ученики предпочитают современную зарубежную литературу. Я стараюсь им объяснить, что здесь необходимо учитывать менталитет, взгляды, и лучше отдавать предпочтение классической зарубежной литературе.

О методах преподавания

Мне нравится начинать урок с вопроса, вызова. Такую задачу ставят и федеральные государственные образовательные стандарты. Допустим, на уроке литературы анализировали тему образа народа в произведении «Кому на Руси жить хорошо». В русском языке предпочитаю сложные правила, например, знаки препинания многокомпонентных предложений. После написания диктантов некоторые ученики начинают гуглить тексты, но не находят их в Интернете. Когда спрашивают, отвечаю, что это мой собственный текст, и его невозможно найти в сети.

О достижениях и увлечении

Я до слез бываю рада, когда в честной борьбе побеждают ученики на предметных олимпиадах. Больше всего волнуюсь за историческую грамматику, где детям приходится работать с текстами на древнерусском языке. Олимпиада – высший показатель интеллекта ребенка, это главное состязание, где ученики могут себя проявить.

Как у любого учителя - предметника, свободного времени у меня практически нет, отдыхаю только во время отпуска. Тем не менее, всегда стараюсь найти время встретиться с дочерями, внуками, сестрами. Люблю театр. Недавно посетила премьеру мюзикла-оперы «Калмычка».

Что касается хобби, то я коллекционирую сувенирные ложки. Когда путешествую, обязательно их приобретаю. Зная мое увлечение, сувенирные ложки мне дарят ученики, родственники, коллеги. У меня насчитывается их уже более 300 штук.

В завершении Года педагога и наставника хочу пожелать коллегам здоровья, реализации творческих проектов и таких благодарных и благородных учеников, каким был Александр Сергеевич Пушкин, который 19 октября всегда приходил в свой лицей.

Гиляна Мамонова

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки администратором.


Защитный код
Обновить