Победителем республиканского конкурса «Педагог года-2024» стал учитель информатики Элистинского технического лицея Адьян Пюрбеев. В интервью корреспонденту «ЭП» он рассказал, почему сменил высокооплачиваемую работу IT- специалиста в московской компании, на школу.
О выборе
- Учителем я работаю шестой год. Окончил факультет экономической кибернетики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, после чего на протяжении 15 лет работал программистом в частных и государственных компаниях Москвы, занимал руководящие должности. Но мне всегда была интересна педагогика. В выходные я вел различные кружки, занимался репетиторством, и мне приносило это большое удовольствие. Со временем я стал понимать, что учительство – это то, чем я хотел бы заниматься полностью. Переходя в учительство из it, я понимал, что школа - это не то место, где можно стать миллионером и хорошо зарабатывать. Здесь большую роль сыграли такие ценности, как самореализация и душевная радость от работы с детьми. Мне нравится, как дети перенимают мой опыт и знания. О своем выборе я ничуть не пожалел.
На выбор профессии повлияла мой учитель математики (я учился в физико-математическом классе средней школы №17) Галина Николаевна Короваева, которая привила мне любовь к точным наукам и, самое главное, в нужное время направила меня на верный путь. Я всегда хорошо учился, но в подростковом возрасте, а это были «лихие девяностые», подружился с ребятами со двора, и в какой-то момент увлекся «уличным романтизмом». Но после разговора с Галиной Николаевной, у меня появилась вера в людей и свои силы. В последующие годы она постоянно принимала участие в моей жизни, всегда давала мудрые советы, помогала в разных жизненных ситуациях.
О конкурсе
- На «Педагог года Калмыкии» я представил открытый урок на тему «Компьютерная графика», а мастер-класс посвятил квест-технологиям в образовании. Члены жюри – призеры всероссийского конкурса «Учитель года» из разных регионов России – высоко оценили мою работу. Я считаю, что победа в республиканском конкурсе – это результат большой командной работы моих коллег и друзей: было отдано много сил и эмоций, но вместе с тем – радость и удовлетворение от того, что было сделано. В первую очередь, благодарен коллективу Элистинского технического лицея за доверие и помощь, учителю математики Елене Михайловне Волковой за советы, методическую поддержку в наставничестве и формирование понимания профессии учителя.
Об информатике
Информатика – наука, которая постоянно развивается, ее невозможно изучать по учебникам, это предмет, заставляющий тебя всегда «быть в теме». Порою современные ученики опережают меня в каких-то знаниях информатики, технологий, и это взаимное обучение нам помогает, именно так и должен выстраиваться образовательный процесс.
В нашем лицее дети обучаются программированию на углубленном уровне, ведь будущее без программирования в технических отраслях невозможно. Мы изучаем такие языки программирования, как Python и С++, которые наиболее актуальны и используются во всем мире. Информатику невозможно познать до конца, но мы делаем все возможное.
О методах работы
К каждому ученику необходим индивидуальный подход. Многие дети, решив пойти в программирование, думают – это что-то, связанное с компьютерными играми. Но когда на уроках они понимают, что программирование – это больше про математику, алгоритмы, некоторым становится сложно. Поэтому приходится вводить на уроках элементы геймофикации, искать маршруты, позволяющие поддерживать мотивацию к обучению. Важно показать ребятам эволюцию современных технологий – понять как устроено и работает все то, что окружает нас сегодня – телефоны, компьютеры. Мои ученики побеждают в олимпиадах, становились финалистами всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту и вошли в топ-50 лучших школьников-программистов страны. Хотя тот же искусственный интеллект – это большая математика, и ребята должны понимать, что находится «под капотом». Секретного метода обучения нет. Главное – проявлять любовь и внимание к детям, ведь они все чувствуют, быть искренними с ними, нельзя прятаться за содержанием предмета – надо постараться сделать урок интересным.
О рыбалке и любви к искусству
Летом стараюсь максимально отдохнуть и отвлечься от работы, но не всегда получается. Уже несколько лет провожу летние курсы в рамках инициированной мною летней компьютерной школы, где дети республики бесплатно обучаются программированию в дистанционном формате.
За три года прошли обучение более 200 ребят. Не каждый из них станет программистом, но мы, учителя, должны предоставить детям возможность познакомиться с программированием, посмотреть на технологии «изнутри».
В свободное время езжу на рыбалку с семьей, друзьями. Можно посидеть с удочкой, подумать в тишине, это как раз как один из методов перезагрузки. Также с семьей устраиваем культурные поездки по России, любим посещать балеты, спектакли – на прошлых летних каникулах посмотрели спектакли около пяти театров. Своих учеников также стараюсь приобщать к искусству: мы посещаем не только местные постановки, но и часто ездим на балет, оперы Астраханского государственного театра оперы и балета. Считаю, что наряду с инновационным образованием не менее важно традиционное духовно-нравственное воспитание: культура, традиции, нематериальные ценности.
Гиляна Мамонова