Сегодня – День кинолога. В МВД по Республике Калмыкия десятки лет эффективно работает Центр кинологической службы.
«Кинолог – это не про кино, а про собак», – разъяснял как-то в кругу дилетантов некий ученый муж. И был прав, потому что «кион» по-гречески это «собака». Но вернемся к Центру кинологической службы. В ЦКС мы попали, поплутав по узеньким переулкам в западной части города. Прибытие не осталось незамеченным, у ворот нас встречал разноголосый собачий лай и руководитель Центра, полковник полиции Олег Булдаев.
В Центре кинологической службы 12 инспекторов и около 30 четвероногих питомцев. В массе своей – это немецкие овчарки, бельгийские овчарки и лабрадоры. ЦКС обслуживает подразделения регионального министерства внутренних дел. В его составе несколько структур: группа разведения, выращивания, дрессировки и тренировки; группа розыска; группа поиска целевых объектов. Названия говорят сами за себя.
Целевые объекты разные: взрывчатые вещества, взрывные устройства, оружие, боеприпасы, наркотики, психотропные вещества. Что касается розыска по запаху или следам, то это, в первую очередь, преступный элемент или пропавшие люди. Еще разыскиваются, прошу прощения, трупы.
Общеизвестно, что собака – друг человека, собаки Центра кинологической службы – это еще и незаменимые помощники сотрудников правоохранительных органов. Возраст питомцев – от щенков до восьми лет. С наступлением критического возраста с собакой приходится расставаться. Таковы суровые требования.
Впрочем, бывают исключения. Комиссия может продлить срок службы, если собака физически крепкая, выносливая. Как пополняются резервы? Во-первых, собак разводят в самом ЦКС. Вопросами подбора пары, вязки занимается группа разведения. Собак растят до года, обучают первым навыкам и приемам. Затем инспектор-кинолог со своим подопечным командируются на три месяца в специализированное учреждение МВД России. Там собаку дрессируют, скажем так, по-взрослому, адаптируют к условиям, приближенным к реальной жизни. Другой вариант пополнения «фонда» – закупка на стороне собак в возрасте от полутора до трех лет.
На базе Центра оборудована тренировочная площадка с полосой препятствий – лестница, бум, барьер, сетка, двухметровый забор. Она предназначена для физической подготовки животных. Важным моментом обучения является социализация, когда собаку приучают к кличке, ошейнику, поводку, послушанию в целом. У собаки также вырабатывают привыкание к людям, машинам, зданиям, шуму и запахам городской среды, где ей придется работать.
Небезынтересный аспект – методика дрессировки. Раньше применялся «метод Павлова», вспомним эксперименты этого авторитетного ученого. Метод заключался в выработке условных рефлексов на примитивном механическом уровне. Нынче в ходу метод зоопсихологии. Он основывается на постулате, что собака – существо мыслящее, чувствующее, со своими эмоциями и памятью. Через преодоление психологических барьеров кинолог «проникает» во внутренний мир животного, познает психологию поступков, причин, их вызывающих. В общем, целая наука.
Собаки в ЦКС содержатся в вольерах. С питанием проблем нет, полноценный рацион. Сухие корма высокого качества, питательнее и разнообразнее, чем эконом-класс типа Chappi или Pedigree. Ведь служебные собаки по сравнению со своими сородичами на «гражданке» испытывают большие физические и психологические нагрузки. 600 г кормов в день – утром и вечером по 300 г. Если у пса аллергия, или он набирает избыточный вес, то приходится комбинировать, добавлять диетические смеси.
У каждой породы свои плюсы и минусы. Как выяснилось, надежности больше у немецкой овчарки. Розыскная собака – настоящий универсал. Она может эффективно использоваться как по прямому назначению, так и в наряде ППС. Горожане помнят недавний вал сообщений о заложенных взрывных устройствах. Тогда четвероногие ищейки без устали рыскали в образовательных, социальных и офисных учреждениях Элисты. К слову, выпускные экзамены не начинаются, пока в школах не поработают кинологи. А собака Айна за пять месяцев восемь раз обнаруживала (вынюхивала) наркотики. Так что свой сухой корм служебные собаки грызут не зря.
Собака привязывается к своему хозяину. Ревнует его, сам наблюдал, когда кинолог перешел к другому псу. В среднем на кинолога приходится две собаки, в группе разведения – до пяти животных. Все инспектора Центра – опытные кинологи, любящие и профессионально умеющие работать со своими четвероногими друзьями. И, между прочим, не было случая, чтобы служебная собака покусала постороннего человека.
Валерий Асархинов