19.04.2024, 03:33

В год 75-летия Великой Победы и 155-летия Элисты исполнилось бы 100 лет Николаю  Казиковичу Санджиеву – участнику Великой Отечественной войны, защитнику Брестской крепости, председателю горисполкома в период возрождения столицы.

Он родился в апреле 1920 года в селе Аршан-Годжур Шебенеровского сельсовета Сарпинского улуса. После окончания школы начал работать в колхозе им. Калинина, потом устроился бухгалтером в Мало-Дербетовском отделении Госбанка, до ухода в армию был помощником секретаря в райкоме партии.

В тревожные июньские дни 1941 года в числе 28 политработников еще до окончания учебы Н. Санджиев был направлен из Курска на западную границу страны. К месту назначения, в город Брест, группа прибыла 21 июня. На ночлег молодых политработников определили в казарме у центральных ворот Брестской крепости. А проснуться всем пришлось под рев фашистских самолетов, взрывы снарядов и авиабом, звуки пулеметных очередей.

В первые часы Николай Казикович сражался в составе подразделений 333-го стрелкового полка, защищавшего центральные ворота крепости и выход из нее к реке Западный Буг. Бой был ожесточенный: противник окружил крепость и бросил на нее во много раз превосходящие силы. Когда в поредевшие ряды полка влился учебный батальон, во главе одной роты курсантов встал политрук Санджиев. Атаки врага отражали и днем, и ночью. В казематах крепости также находились сотни горожан. Под огнем гитлеровцев бойцы искали источники воды, чтобы по глотку поделить ее между ранеными, детьми, женщинами и стариками.

После одной из таких вылазок группа солдат во главе с Санджиевым была отрезана от входа в крепость. Попытки пробиться внутрь были неудачными, и Николай Казикович решает прорвать кольцо окружения и выйти к Западному Бугу. Это удалось сделать в районе местечка Кобрино. Из нескольких десятков бойцов оставалось одиннадцать человек, многие из них были тяжело ранены.

Только на шестые сутки, располагаясь на ночлег, группа Н. Санджиева услышала отзвуки артиллерийской канонады: фронт был близко. На следующий день бойцы присоединились к отходящим к Витебску подразделениям 14-й мототанковой дивизии. Наш земляк был назначен политруком отдельной пулеметной роты.

«Бои не прекращались ни днем, ни ночью. Даже нам, пулеметчикам, по 15-20 раз в сутки приходилось подниматься в контратаки, вступать в рукопашные схватки», - вспоминал позже ветеран.

12 июля 1941 года Николай Казикович был тяжело ранен. Пуля крупнокалиберного танкового пулемета, войдя в гортань, пронзила насквозь шею и разорвала спину в области четвертого позвонка. Врачи провели несколько операций и многие месяцы боролись за жизнь фронтовика. Но мало кто верил в благополучный исход: слишком обширна была травма центральной нервной системы. И только огромная воля и настойчивость помогли Н. Санджиеву не только справиться с тяжелым недугом, но и вернуться к активной трудовой жизни.

В 1942 году он вернулся на родину и стал работать в сарпинской газете «Коммунист», а в 1943 году была депортация. Спустя два года его арестовали по ложному доносу, освободился лишь в мае 1950 года. «Два события в моей жизни способствовали необычайному приливу сил. Это встреча в 1955 году с Розой, моя любовь к этой юной семнадцатилетней девушке, ее поистине самоотверженное решение стать женой человека, едва выкарабкавшегося из беды. И, конечно же, весть о возвращении калмыков на родину», - говорил Н. Санджиев.

Роза Базыровна поделилась, что ее муж был человеком слова и выполнил все, о чем говорил ей. Но слишком рано ушел из жизни – в 42 года. «Старшему сыну, которого уже тоже нет с нами, было тогда восемь лет, второму сыну исполнилось пять, а дочери – только годик», - расскала Р. Санджиева. Она подчеркнула, что и в семье, и в работе муж был очень ответственным и порядочным: «с утра до вечера он был на ногах, отдавался своему делу с душой».

За время его работы директором совхоза «Буратинский» Ики-Бурульского района производственные показатели выросли более чем в три раза. В 1959 году Николай Казикович был награжден орденом «Знак Почета». А с мая 1960 года он работал председателем Элистинского горисполкома. Это было сложное время возрождения столицы после возвращения калмыков из ссылки. При Н. Санджиеве были введены многие важные объекты, среди которых дорога Элиста-Дивное, линия электропередачи «Ремонтное-Элиста», керамзитный завод, ЖБИ-12, автостанция, рынок и др. Именно тогда были построены первый и третий микрорайоны, и началось строительство четвертого.

Если бы не болезнь и ранний уход из жизни, Николай Казикович еще столько полезного мог бы сделать для столицы и родной республики, говорили все, кто его знал.

Айса ДОСАНОВА