25.11.2024, 09:26

Традиционное августовское совещание педагогических работников в этом году было проведено в формате дискуссионного форума.

Тема  мероприятия - развитие республиканской системы образования в контексте основных стратегических ориентиров государственной политики. В большом форуме приняли участие руководители и педагоги образовательных учреждений Элисты  и районов республики, в качестве гостей были приглашены сити-менеджер столицы Окон Нохашкиев, а также главы РМО.

Перед началом пленарного заседания был продемонстрирован небольшой фильм об итогах деятельности системы образования в прошедшем учебном году. Речь шла как о повышении профессионального уровня педагогов региона, так и об укреплении материально-технической базы школ и детских садов, достижениях учащихся и выпускников образовательных учреждений.

Открывая августовское совещание, председатель правительства РК, врио главы региона Игорь Зотов отметил, что республика уделяет большое внимание образовательной системе. "Уверен, что работа республиканского августовского совещания будет интересной и плодотворной, будут приняты новые решения, которые внесут позитивные изменения в образовательную систему. От всей души желаю творческих успехов, успешной и плодотворной деятельности",- было отмечено в приветственном адресе главы Калмыкии Алексея Орлова. И. Зотов поблагодарил министра образования и науки РК Николая Манцаева за высокое качество образования, которое получают наши дети. Доказательством тому служат результаты ЕГЭ. Его итоги и успешное проведение удостоены благодарности федерального профильного министерства, что несомненно поднимает престиж нашей республики. Премьер-министр обозначил важные моменты подготовки к новому учебному году. Введение в эксплуатацию новой школы в столице решит проблему второй смены, разгрузит наполняемость других столичных образовательных учреждений. Большое внимание в следующем году будет уделено вопросам дополнительного образования. Запланирован капитальный ремонт Дома детского творчества. При подготовке к новому учебному году, отметил Зотов, благодаря помощи партнера региона НК "ЛУКОЙЛ" все школы обеспечены ростовыми партами. Все образовательные учреждения оснащены системой противопожарной безопасности. "По поручению главы республики не сокращена и не закрыта ни одна школа даже в самых небольших населенных пунктах степного региона, более того, создаются новые рабочие места для педагогов. Еще одно поручение руководителя Калмыкии - строительство кооперативного дома для учителей, будет выполнено, в решении этого злободневного вопроса хочу выразить благодарность профсоюзу работников образования. Кроме того, в каждом районе будет начато строительство жилья для молодых педагогов.  Уверен, что вместе мы сможем сделать нашу систему образования совершенной, лидером не только в Южном федеральном округе, будем стремиться стать лучшими в стране", - воодушевленно сказал премьер-министр Калмыкии.

Каждый, кто принял участие в пленарном заседании августовского совещания педагогических работников, имел возможность познакомиться с опытом работы трех муниципальных систем образования. Презентации были расположены в фойе зала заседаний правительства и представляли собой небольшой фильм о различных направлениях работы. Например, ярко была представлена деятельность республиканской системы СПО, молодежного педагогического движения. Большой интерес премьер-министра РК Игоря Зотова вызвал образовательный проект "Инновационная инфраструктура системы общего образования Республики Калмыкия". Ее презентовала директор музея КалмГУ, руководитель ресурсного центра школьной лиги Роснано на базе вуза Светлана Доржинова. Она рассказала о том, что в этом году исполняется пять лет с момента сетевого взаимодействия с всероссийской образовательной программой "Школьная лига “РОСНАНО". В настоящее время в нее входит 21 образовательное учреждение республики. Деятельность ресурсного центра, основанного на базе КалмГУ, в этом году вошла в число трех лучших в России, наградой стало оборудование стоимостью 4 млн 200 тыс. рублей. С. Доржинова отметила, что это учебно-образовательные модули нового поколения, которым сегодня нет аналогов в регионе. Большая их часть будет передана тем образовательным учреждениям, которые являются участниками сетевого взаимодействия. А в планах - издание учебно-методического пособия "Сетевая инновационная школа: теория и практика", в котором будет отражен весь опыт работы новой системы.

О перспективах развития образовательной системы

Министр образования и науки Николай Манцаев рассказал в своем выступлении о том, что ждет региональную систему образования в будущем и каковы достижения в настоящем. Например, в докладе было отмечено, что в этом году решен вопрос очередности в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Однако перед образовательной системой стоят новые задачи - создание дополнительных мест для детей от 1,5 до 3 лет, качественная организация дошкольного образования, соответствующая ФГОС, а также привлечение молодых специалистов в ДОУ. Кстати,    действенной поддержкой в этом направлении  служит единовременная выплата молодым  воспитателям.   В прошлом учебном году по 100 тыс.руб. получили 11 молодых воспитателей.

В настоящее время, подчеркнул Манцаев, успешно реализуются мероприятия в рамках ФГОС. В соответствии с его требованиями в новом учебном году будут обучаться и воспитываться  13859 учеников начальной школы или 100 процентов от общего количества учащихся первой ступени обучения.  По  ФГОС основного общего образования - 9029  обучающихся (5-7 классы) или 52 процента от общего количества школьников,  обучающихся на ступени основного общего образования. Учащиеся экспериментальных классов завершили обучение по ФГОС основного общего образования. С 1  сентября более 300  десятиклассников в режиме эксперимента  будут заниматься  по ФГОС среднего общего образования. В этой связи глава ведомства отметил плодотворную работу педагогических коллективов  элистинских школ №№ 21, 17. К началу учебного года, как заявил докладчик, школьники республики на 100 процентов будут обеспечены бесплатными учебниками, ученическими столами и стульями (1-7 классы). В рамках ФГОС с нового учебного года в образовательный процесс будут введены два новых предмета - астрономия и финансовая грамотность. При этом каждая школа принимает самостоятельно решение о том, с какого времени внедрять астрономию в образовательный процесс - с 1 сентября 2017 года или 1 января 2018-го.

Кроме того, в докладе прозвучали вопросы, касающиеся повышения уровня квалификации учителей, работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, развития национально-региональной системы образования. По словам Манцаева,  с 2015 по 2016 годы в общеобразовательные организации республики министерством направлена учебная литература для 1-2 классов в количестве 30500 экземпляров на общую сумму 5 214 тыс. рублей. В текущем году подписан государственный контракт с БУ РК "РИА "Калмыкия" на поставку учебно-методического комплекса “Rйнр” по калмыцкому языку для 3-го класса. Большое внимание в докладе было уделено дополнительному образованию детей, столетие которого будет отмечаться в этом году. Наряду с традиционными направлениями занятости детей сегодня развиваются и новые, например, робототехника. Рассматривается возможность открытия в регионе технопарка. Уже 1 сентября будет открыт региональный центр по выявлению и поддержке одаренных детей.

Также были заслушаны доклады об интеграции науки, образования и инноваций, совершенствовании содержания воспитательной работы и дополнительного образования в рамках приоритетных задач образования и по многим другим актуальным темам.

Открытость и прозрачность работы столичных школ

Интересным было выступление начальника управления образования администрации города Элисты Людмилы Миньковой о развитии открытости и прозрачности процесса и результатов деятельности образовательных организаций столичной системы образования. Основными задачами в данной сфере, по мнению докладчика, являются информационное обеспечение выбора потребителями места и условий получения образовательных услуг, государственно-общественное управление образовательной организацией, противодействие коррупции, независимая оценка качества деятельности школы и качества оказания образовательных услуг. И здесь большая роль для достижения успеха в выполнении обозначенных задач отводится активному ведению школьных сайтов, расширению диалога школы и общества, внедрение в практику обсуждений с общественностью и родителями различных проектов и новшеств. Все эти способы, как отметила Минькова, все прочнее входят в практику столичной системы образования.

В настоящее время все школы, детские сады и организации дополнительного образования имеют свои официальные сайты, но, как было ею ранее сказано, многие из них демонстрируют формальное отношение к поставленным государством задачам. В качестве примера, достойного для подражания, она назвала интернет-порталы Элистинского лицея, ЭМГ, ЭКГ, ДШИ №1.

Одной из главных задач, которая будет решаться в новом учебном году, Людмила Минькова назвала обеспечение открытости всех процессов деятельности образовательной организации, в частности, вопросов зачисления, механизмов финансово-хозяйственной деятельности. По ее словам, расширить диалог школы и общества можно, используя такие формы, как дни открытых дверей, публичные доклады и слушания.

О том, как решаются данные вопросы в Элистинской СОШ № 10, рассказал директор учреждения Арслан Бадмаев. О реализации проекта "Открытая школа" в Элистинской классической гимназии, доложила ее директор Октябрина Французова.

Предметный разговор

После обеда участники большого педагогического форума продолжили работу на четырёх дискуссионных площадках. Каждая работала по своей теме, решения, выработанные в ходе обсуждения, были затем оформлены в соответствующие акты, анализ которых позволит понять суть проблемы и найти способы ее решения. Так, первая площадка была посвящена активизации новых форм реализации образовательных программ в рамках внедрения ФГОС общего образования. Здесь обсуждались вопросы настоящего и будущего образовательной системы. Руководители школ делились своим опытом и отмечали проблемы. К примеру, директор средней школы № 17 Раиса Эрдниева рассказала об опыте работы республиканских пилотных площадок по внедрению программ ФГОС основного общего образования.

Тема другой дискуссии касалась формирования социокультурной общеобразовательной среды обучения калмыцкому языку. Модератором данного полилога стал директор Центра по развитию калмыцкого языка Арслан Санджиев. В качестве примера рассматривались самые разные формы работы с детьми, в том числе, изучение "Тодо бичг", влияние этнокультурного компонента, участие в школьных театральных постановках и многое другое.

Третья площадка была посвящена вопросам  развития среднего профессионального образования в Калмыкии по подготовке рабочих кадров.

 На повестке последней дискуссионной площадки - совершенствование содержания воспитательной работы с учетом приоритетных задач образования. 

Фейерверк наград

Под занавес традиционного августовского совещания педагогических работников состоялось награждение. В торжественной церемонии принял участие председатель Народного Хурала (парламента) РК Анатолий Козачко. Он отметил высокую роль учителя в жизни каждого человека, поблагодарил их за труд и нелегкую миссию.

В числе награжденных знаком "Почетный работник сферы образования РФ" - учитель ЭМГ Любовь Бадма-Горяева, учитель СОШ № 15 Надежда Бадмаева, учитель СОШ № 18 Татьяна Гохатеева, учитель СОШ №4 Валентина Далантаева и многие другие.

Звание "Почетный работник науки и техники РФ" присвоено директору Института комплексных  исследований аридных территорий Андрею Богуну. Грамотами министерства образования и науки РФ были награждены заместитель директора СОШ № 3  столицы Марина Булхукова, учитель-логопед ДОУ № 21 Кермен Лиджиева и другие.

Августовское совещание завершено, но анализ выступлений и проблем, поднятых на дискуссионных площадках еще предстоит сделать.

 

Татьяна Питкиева, заместитель министра образования и науки РК:

- Традиционное августовское педагогическое совещание в этом году проходит несколько в ином формате. Это и пленарное заседание, и работа на дискуссионных площадках, где каждый выступающий не говорит  только о своих достижениях, а уделяет больше внимания тем проблемам, которые испытывает при решении определенных задач. В фойе желающие могли ознакомиться с опытом работы наших педагогов в разных сферах. Конференция призвана подвести некоторые итоги прошлого учебного года, определить проблемы, а также наметить пути их решения. Важно понимать, что реализация стандартов нового поколения требует изменения подхода как к структуре управления, так и к системе конкретной образовательной организации в работе с участниками образовательных отношений.

Тамара Сим, директор Элистинской средней школы № 21

- Каждая школа работает над решением конкретных задач, но сталкиваемся с идентичными проблемами, и важно всем вместе найти выход, как с ними справиться. Следует понимать, насколько важна роль учителя в процессе обучения. То, что вчера был актуально и востребовано, сегодня требует доработки и новых знаний. Роль администрации в этом очевидна, она должна направлять, грамотно выстраивать деятельность педагогов. В нашей школе эта работа поставлена, по моему мнению, на должном уровне. Молодые специалисты с первых дней пребывания в образовательном учреждении попадают под крыло наставников и методслужб. У нас работают творческие группы, где учителя отрабатывают новые технологии, а затем проводятся методические недели, на которых каждый педагог показывает свое мастерство. Одной из самых важных проблем, о которых я говорю уже лет пять, является взаимодействие с родительским сообществом. Раньше родители были нашими помощниками, сегодня с этим труднее. Но и здесь велика роль педагога, который должен наладить взаимодействие с папами и мамами так, чтобы у них было желание  принимать самое непосредственное участие в образовательном и воспитательном процессах. И речь идет не только и не столько о материальной составляющей, это касается моральных, нравственных и воспитательных аспектов. Важно, чтобы мы и родители не смотрели друг другу в глаза, а смотрели в одном направлении -  обеспечить благополучное будущее наших детей.

Наталья Борисова, куратор инклюзивного образования ГБОУ "Школа № 1321", г. Москва:

 

- В прошлом учебном году в Москве состоялась первая Всероссийская конференция по вопросам комплексного сопровождения обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Местом проведения одной из площадок стала наша школа, специализирующаяся в данном направлении. Так и произошло знакомство с родителями из Калмыкии, которые пригласили нас в республику. Следует понимать, что дети с аутистическим расстройством представляют собой сложную группу, которая требует к себе большого внимания, в том числе подготовки коллектива образовательного учреждения. Для того, чтобы учителя Калмыкии не боялись этого процесса, знали о своих возможностях, институт повышения квалификации работников образования и министерство образования региона организовали трехдневный обучающий семинар. Мы анонсируем нашу работу, рассказываем об основных подходах к реализации ФГОС в данном направлении. На семинарах будем объяснять, как составить адаптированную программу, какие документы и для чего нужны школе, как их разработать с учетом интересов ребенка и как работать самому педагогу. Имея 25-летний опыт в данной сфере, мы готовы им поделиться. 

Татьяна Чудутова 

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки администратором.


Защитный код
Обновить