На страницах "ЭП" не раз обсуждалась тема инклюзивного образования, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая равное отношение ко всем воспитанникам, а также создающая особые условия для имеющих определенные требования детей.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания. Особое значение эта проблема приобретает в отношении детей с нарушениями слуха. Нарушение слуха негативно влияет на формирование личности ребенка-дошкольника, на его отношения с другими детьми и может быть главной причиной возникновения неблагоприятной обстановки в группе сверстников.
Ключевая роль в адаптации детей и выстраивании правильных отношений отводится дошкольному учреждению, которое является первой ступенью в образовании, поэтому очень важно, интегрировать ребенка с особенностями в развитии как можно раньше в среду сверстников, чтобы в дальнейшем облегчить процесс включения ребенка в общеобразовательный процесс школы. Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение детей с особенностями в развитии, например, совместное воспитание и обучение слышащих и слабослышащих детей.
По мнению учителя-логопеда группы комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие) № 3 детского сада № 10 Марии Черкасовой, инклюзия - это нечто большее, чем просто быть вместе: "Это процесс создания надлежащей среды для всех дошкольников с ОВЗ, что, в свою очередь, вызывает необходимость адаптировать общеобразовательные программы воспитания и обучения ДОО к потребностям и интересам детей, а не наоборот", - утверждает сурдопедагог.
Напомним, 1 сентября 2012 года на базе муниципального казенного дошкольного учреждения детский сад № 10 "Жаворонок" была открыта группа комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие) № 3 "Журавль". С момента открытия группы число воспитанников с нарушениями слуха составило 16 детей, 13 из них - с тяжелой степенью тугоухости, 2 детей с умеренной и 1 с легкой степенью тугоухости. В новом учебном году в группе числится 13 детей, из них 6 детей с тяжелыми нарушениями слуха и 7 ребятишек с нормальным слухом. Дошкольное учреждение посещают слабослышащие дети после кохлеарной имплантации и слухопротезирования. Чаще всего в группу поступают дети с нарушениями слуха, которые не имеют навыков коммуникации, у них отсутствует понимание речи, в последнее время увеличилось количество детей с сопутствующими нарушениями в развитии.
В группе осуществляется специализированная психолого-педагогическая помощь, которую оказывают опытные специалисты - учитель-сурдопедагог М.Б. Черкасова, логопед, дефектолог Д.А. Уланова, педагог-психолог З.Ж. Рабаданова, воспитатель О.А. Волобуева. Они ежедневно проводят индивидуальные и погрупповые занятия с детьми в кабинете, оснащенном специальным звукоусиливающим оборудованием, двумя ноутбуками со специальными компьютерными программами: "Я слышу мир", "В мире звуков Отто", "Азбука Смешариков", а также методическими пособиями, дидактическим материалом. Музыкальный руководитель О.Д. Донцова один раз в неделю проводит оздоровительную гимнастику со слабослышащими детьми с фитбол-мячами.
Основными задачами этой особой группы являются адаптация и социализация слабослышащих детей в среде слышащих сверстников, осуществление психолого-педагогической помощи, коррекционная работа которой направлена на развитие слухового восприятия, речи, коррекцию эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, обучение чтению, письму. В приоритете - работа с родителями, в частности, оказание консультативной помощи специалистами группы, и, конечно же, развитие детской толерантности, взаимоуважения, взаимопомощи у совместно обучающихся сверстников.
По итогам работы с 2012-2017 годы были продиагностированы 15 детей, из них 7 выпускников группы с высоким уровнем речевого развития продолжили обучение в общеобразовательных школах города, 2 детей продолжили обучение в коррекционных школах, 6 детей продолжают обучение в группе. Своевременная, грамотно осуществленная психолого-педагогическая помощь, родительское участие в процессе обучения ребенка и материально-техническое оснащение играют огромную роль в формировании личности ребенка.
Подготовила Мария Черкасова