Как пробудить у учеников интерес к физике и сделать сложные задачи интересными? Об этом и многом другом в беседе с корреспондентом «ЭП» рассказал победитель муниципального этапа «Педагог года Калмыкии-2023», учитель физики Элистинской классической гимназии Аркадий Болдунов.
О наставнике
Первый опыт участия в конкурсе я получил в 2012 году. Тогда в муниципальном этапе «Педагог года Калмыкия» занял второе место в номинации «Педагогический дебют». В Год педагога и наставника по рекомендации администрации школы решил снова поучаствовать в престижном конкурсе. Подготовка заняла около месяца. Большую методическую и моральную поддержку оказали коллеги – Мирослава Дакинова, Инна Тепкеева, директор Октябрина Французова и другие. На результаты повлиял и тот факт, что физика является фундаментальным предметом, который более интересен аудитории. Ранее пробовал силы во Всероссийской профессиональной олимпиаде для учителей естественных наук «ДНК науки», где занял второе место на республиканском этапе.
Кстати, за 13 лет профессиональной деятельности я поработал в разных ипостасях: был заместителем директора школы, методистом по государственной итоговой аттестации, но понял, что это все не мое. Меня привлекает непосредственно работа с детьми. Когда видишь их горящие глаза, тогда самому становится занимательно.
Профессию учителя я выбрал неслучайно. Пошел по стопам мамы – учителя физической культуры Майи Марксовны. Кроме того, во время учебы в Лаганской средней школе № 3 мне очень нравилась физика, особенно привлекала экспериментальная часть. А интерес к предмету привила учитель физики Галина Тюрбеева. После окончания школы поступил в Калмыцкий государственный университет на факультет математики и физики. В 2009 году пришел работать в ЭКГ, где тружусь по настоящее время.
Про огонь и воду
Отмечу, что в век высоких технологий дети больше интересуются робототехникой, 3Д-моделированием, компьютерами. Стараюсь ориентироваться на современные тенденции. Если детям становится тяжело или скучно, изучаем законы физики «руками», при помощи экспериментов. Так как опыты занимают много времени, проводим их после уроков. В период пандемии, например, изучали тему поверхностного притяжения жидкости, и, в частности, для чего рекомендуют мыть руки с мылом. Также касаемо этой задачи проводим эксперимент: в стакан с водой бросаем мелкие предметы, такие, как скрепки, и визуально наблюдаем. Если даже полностью заполнить стакан скрепками, вода не будет выливаться. Таких мелких опытов как занимательная физика очень много, стараюсь совместно с детьми проводить и обсуждать.
В рамках капитального ремонта к нам поступили наборы по решению экспериментальных задач ОГЭ, начиная от механики, заканчивая оптикой. Но большая часть оборудования осталась с прошлых лет - амперметры, вольтметры, камертон, наборы по диоптрической оптике и т.д. Кстати, на конкурсе в визитной карточке я демонстрировал эксперимент с открытым огнем.
За лайфхаками в телеграм
На уроках решаем задачи разного уровня. Чем больше их решаем, тем легче разбираться потом. Это как в спорте. Чем больше спортсмен тренируется, тем лучше у него результаты. Собственного подхода к решению задач нет, пользуемся общепринятыми, но различных методических наработок в моей копилке немало. В первую очередь, это мультимедийные презентации, решение разноуровневых задач, внеурочные занятия в центре «Точка роста», где с ребятами применяем знания физики на роботах, 3Д-моделях, работаем со штангенциркулем, измеряем поверхности. Также я веду свой телеграм-канал «Мир физики», которые создавал специально для школьников. Здесь размещаю информацию о разных экспериментах, делюсь лайфхаками, которые могут пригодиться в жизни.
Например, как происходит утилизация отходов, как сделать поверхность гладкой или шероховатой, чтобы «удержать» предметы. Так детям объяснить ту или иную тему намного проще. Работа и общение с детьми заставляет чувствовать себя всегда молодым. Чему-то я их учу, чему-то они – меня. Не могу сказать, что я строгий учитель, считаю, что жестких требований можно избежать. У меня нет любимчиков. Главное, найти взаимопонимание с каждым ребенком. Я, например, каждому объясняю, что все знания, которые они получают в школе, помогут реализоваться как личность, получить хорошую профессию и т. д.
Работа в школе занимает большую часть моего времени, свободных минут практически не остается. Провожу выходные за семейными делами. Моя супруга Заяна Владимировна учитель русского языка средней школы №21. Иногда обсуждаем профессиональные моменты, но все же стараемся отвлечься от работы, куда-нибудь выехать, чтобы «сменить картинку» и тем самым избежать рутины.
Гиляна Мамонова