28.04.2024, 15:30

Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» стал местом притяжения буддистов из разных городов России, в том числе и для нашего сегодняшнего собеседника. Монах  Гьялцен Тендзин (в миру - Дмитрий) в интервью корреспонденту «ЭП» рассказал о том, как его жизнь изменилась после знакомства с буддизмом, и почему он решил связать ее с Калмыкией.

РОДОМ ИЗ САРАТОВА

С Гьялцен Тендзином мы встретились на территории хурульного комплекса «Геден Шеддуп Чойкорлинг», более известного как Сякюсн-сюме или Аршанский хурул. Кстати говоря, Аршанский хурул отметил в этом году свое 25-летие и является одной из главных достопримечательностей Калмыкии. Здесь, в монастырском комплексе, обучается, практикует и проживает монашеская община или по другому - сангха. Предназначение сангхи - это сохранение и распространение Учения Будды. Гьялцен Тендзин один из монахов этой общины. Наша беседа проходила в непринужденной обстановке - за чашкой чая в библиотеке хурула.

«Природа окружающего мира, а также нашего ума непостоянна, изменения происходят в соответствии с законами природы. В буддизме этот закон называется причинно-следственным. Проще говоря, что мы сеем, то и жнем. В силу того, что изменения происходят каждый миг, и мы влияем друг на друга, в данный момент вы меняете мою жизнь, а я - вашу, то после нашей беседы, мы, наверняка, выйдем из этой комнаты немного другими людьми», - начал разговор Гьялцен Тендзин.

Впервые с буддизмом он столкнулся несколько лет назад. «Все события моей жизни вели к этому. Как и все буддисты, верю, что есть отпечатки с прошлой жизни, думаю, может быть и это тоже в какой-то степени повлияло», - отмечает он.

Родился и вырос наш собеседник в Саратове. После окончания школы получил педагогическое образование и работал учителем физкультуры. Спустя некоторое время поступил на юридический факультет Саратовской юридической академии права и после ее окончания работал юристом по гражданско-правовым вопросам.

«С ранних лет я всегда интересовался духовными практиками. В зрелые годы, когда наступает потребность пересмотреть свою жизнь и провести ревизию на предмет того, правильно ли живешь и в верном ли направлении двигаешься, начал более остро задаваться вопросами о смысле жизни и поисками ответов на них», - рассказывает ГьялценТендзин. В тот период он отправился в турпоездку в Бурятию, пожил отшельником в тайге, побывал в Иволгинском дацане, где впервые познакомился с буддийской литературой. Позже была поездка в Непал, где Гьялцен Тендзин узнал и прочувствовал на себе буддийские медитации, побывал в различных буддийских монастырях, где впервые увидел ритуалы. Все это произвело на него неизгладимое впечатление.

В 2010 году Гьялцен Тендзин решил поехать в Индию на Учения Далай-ламы XIV, которые ежегодно с 2009 года проводятся для российских буддистов. Это побудило его углубленно погрузиться в изучение буддийской дхармы.

«Постепенно я стал видеть, что буддизм – это не религиозные догмы и положения, а именно учение, научно обоснованное и тщательно систематизированное, которое способно трансформировать ум, разрешить самые сложные внутренние проблемы, а также внести гармонию среди людей. Погружаясь в мудрость учения, я неожиданно для самого себя внутренне созрел к принятию монашества», - делится собеседник.

Приехав в Калмыкию, Гьялцен Тендзин два года работал манджиком при Аршанском хуруле, а позже по рекомендации администрации хурула отправился в Индию учиться в знаменитом университете Дрепунг Гоманг. Кстати, с калмыками наш собеседник впервые познакомился во время учений в Индии.

«Калмыцкие паломники своим дружелюбием и открытостью быстро ввели меня в курс дела, оказывали помощь в решении бытовых вопросов и давали очень ценные и своевременные советы. Вообще, калмыцкая буддистская община очень хорошо поддерживает новичков во время учений, что играет решающую роль в их дальнейшем становлении на путь дхармы», - считает Гьялцен Тендзин.

ЗАКОН КАРМЫ

Какой же распорядок дня у монахов? «У каждого монаха свой набор практик, и каждый сам для себя выстраивает стратегию движения по духовному пути. Мой распорядок примерно такой: подъем в пять-шесть часов утра, затем обязательные практики и медитация. К 9 монахи едут в центральный хурул для проведения ритуалов, которые направлены на устранения препятствий, болезней и других неблагоприятных проявлений с пожеланиями обрести счастья всем живым существам. По окончании молебна мы возвращаемся в Аршанский монастырь. После обеда обычно посвящаем время чтению литературы, либо хозяйственным работам. Заканчивается день, как правило, медитацией», - рассказывает собеседник.

В разговоре Гьялцен Тендзин затронул тему четырех благородных истин, сформулированные Буддой Шакьямуни. По его словам, четыре благородные истины универсальны и пронизывают все аспекты человеческой жизни. Страдания свойственны всем живым существам и от них никуда не спрячешься. Ни богатство, ни власть, ни фармацевтические средства и прочее - ничто не сможет уберечь от страданий и принести долговременное счастье. Все страдания каждого отдельного человека и в целом всего человечества – это плоды поступков, совершенных в прошлом. Но из любой ситуации, какой бы она не казалась безнадежной, есть выход. Если быть нравственным и добрым человеком, то многие проблемы могут автоматически решиться.

«В настоящее непростое время каждый человек испытывает трудности, сталкивается с беспокойством, неуверенностью, что нередко приводит к унынию или даже к депрессии. И если нет знания, как работает универсальность закона причины-следствия, то можно пойти по ложному пути решения проблем, тем самым создавая в будущем еще большие страдания. И это будет накапливаться как снежный ком. Знание дхармы вдохновляет и порождает уверенность, что вы способны конструировать свое будущее в соответствии со своей волей. Изменяя себя в лучшую сторону, вы меняете весь мир», - говорит Гьялцен Тендзин .

Прожив несколько лет в Калмыкии, он очень тепло отзывается о народе.

«Люди в Калмыкии очень доброжелательные и сильные духом. Вы прошли через репрессии, ссылку и при этом не ожесточились. Я нередко был свидетелем проявлений благородства, альтруизма, доброты. Эти черты характера показывают вашу несгибаемость, что вы способны справиться с любыми трудностями, которые повстречаются на вашем пути. И самое главное, через преемственность поколений вы сохранили буддизм и сейчас поступательно его развиваете. Это очень здорово. Спасибо вам и низкий поклон за это!» - поделился напоследок Гьялцен Тендзин.

Гиляна МАМОНОВА