23.11.2024, 12:00

На какие нарушения в сфере ЖКХ чаще всего жалуются элистинцы, о правах жильцов многоквартирных домов, об обязанностях управляющих компаний - об этом и многом другом в интервью «ЭП» рассказал прокурор г. Элисты Илья Ногин.

- Надзор за исполнением законов в сфере ЖКХ не может быть «сезонным». Это практически ежедневная работа прокуратуры. В силу своей высокой социальной значимости, низкой платежеспособности населения и износа инфраструктуры жилищно-коммунального сектора эта отрасль экономики напрямую затрагивает интересы граждан.

- Каковы основные направления работы прокурора по обеспечению законности в сфере ЖКХ?

- Это, прежде всего, вопросы подготовки и прохождения отопительного сезона, установления и применения тарифов, качества предоставляемых гражданам коммунальных услуг, организации управления жилищным фондом, проведения капитального ремонта в многоквартирных домах и ряд других.

- Илья Владимирович, существуют ли какие-либо особенности в организации работы прокурора в указанной сфере?

- Специальных правил организации надзора в сфере ЖКХ не существует. Мы руководствуемся давно уже выработанными формами организации надзора: постоянно анализируем состояние законности, по максимуму используя информацию органов контроля (надзора) и публикаций в СМИ. Рассматриваем актуальные вопросы на заседаниях, созданных в прокуратурах рабочих групп, участвуем в проводимых органами власти тематических мероприятиях. Практикуются выездные проверки, поквартирный обход граждан и многое другое.

- Как часто публикации в интернете становятся поводом для прокурорской проверки?

- Мы постоянно мониторим публикации в интернете. Рабочий день у меня начинается с проверки всех новостных источников, сайтов, популярных групп в социальных сетях, где это все обсуждается и люди просят о помощи. Соответственно, после этого даю поручение о проведении проверки.

- Какие меры принимаются прокурорами для восстановления прав граждан?

- Прокуратура города не ограничивается внесением актов прокурорского реагирования в адрес нарушивших закон организаций (учреждений). Мы добиваемся реального устранения выявленных нарушений. Например, обязываем производить гражданам перерасчеты, в том числе путем обращения в их интересах в суд. После принятия судебного решения, в случае неисполнения требований добровольно направляем его на принудительное исполнение в службу судебных приставов, которую также контролируем на предмет своевременности проводимых мероприятий по исполнению.

- Какие нарушения наиболее распространены?

- Все большее недовольство населения вызывает работа управляющих компаний, в том числе ТСЖ. Прокуратура регулярно выявляет нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием общего имущества многоквартирных домов и предоставлением коммунальных услуг, несвоевременной подготовкой объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду. Не теряет актуальности и проблема неудовлетворительного состояния инженерных сетей и оборудования. Например, в текущем году были выявлены факты необоснованного возложения на граждан дополнительных расходов по содержанию лифтового оборудования. Вторым по значимости вопросом стоит качество предоставляемых услуг ресурсоснабжающих организаций и обоснованность доначислений ими задолженности за потребленный коммунальный ресурс. Городской прокуратурой регулярно принимаются меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности. Более того, надзорный орган добивается перерасчета платы за коммунальные услуги.

- Функции по надзору за управляющими компаниями возложены на инспекцию государственного жилищного надзора РК. В чем отличие прокурорского надзора от надзора инспекции?

- Во-первых, инспекция не всегда имеет возможность провести проверку из-за имеющихся ограничений на проведение внеплановых мероприятий, если это не связано с реальной угрозой жизни и здоровью людей. Во-вторых, иногда именно прокуратурой ставится окончательная точка в спорах между инспекцией и управляющими компаниями. В качестве примера приведу проблемную ситуацию с канализационной сетью в многоквартирном доме № 7 по ул. Хрущева. Именно прокуратурой был разрешен спор в этом вопросе. Доказано, что канализационная сеть относится к общедомовому имуществу и должна обслуживаться УК в рамках действующего тарифа.

- Какие примеры необоснованности доначисления задолженности за коммунальные услуги можете привести?

- Например, начисление по норме потребления в связи с истечением сроков поверки электросчетчиков, в то время как начисление должно проводиться по средней месячной норме. Кроме того, начисление оплаты за несанкционированное подключение газоиспользующего оборудования, в то время как оно таковым не является, а также предъявление задолженности бывших собственников имущества.

- Что посоветуете нашим читателям в вопросах защиты своих прав?

- Хотел бы пожелать всем элистинцам, проживающим в многоквартирных домах, быть активными в выборе способа управления домом. Самим выбирать себе управляющую компанию, а не ждать когда будут назначаться временные. Из-за краткосрочности своих обязательств «временщики» не заинтересованы в проведении текущего ремонта, а лишь обходятся минимальным набором услуг. Отдельно хотел бы остановиться на многоквартирных домах, жители которых выбрали непосредственный способ управления и заключили договор с управляющей организацией на обслуживание. Они зачастую заблуждаются в том, что находятся под управлением этой компании. В таких случаях УК не подпадает под лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными домами. Соответственно, ни инспекция, ни прокуратура не могут привлечь их к ответственности за нарушения при обслуживании общедомового имущества или как-то помочь жителям заставить последнюю добросовестно исполнять свои обязательства, так как это будет считаться гражданско-правовым спором между сторонами. Это равнозначно тому, как граждане заключают договор с клиринговой организацией на уборку своей квартиры.

Беседовала Вита БАИРОВА