Актуальные вопросы взаимодействия образования, науки и практики в сфере юриспруденции и управления рассмотрели за “круглым столом” конференц-зала дома правительства РК сотрудники факультета управления и права КалмГУ и правовых служб органов государственной власти республики.
Модераторами мероприятия выступили руководитель аппарата правительства РК Андрей Шильников и проректор по науке и стратегическому развитию КалмГУ Кермен Бадмаева.
В рамках “круглого стола” был обсуждён ряд вопросов, связанных с новыми направлениями, возникающими при осуществлении взаимодействия сторон в сфере юриспруденции и управления, а также актуальные проблемные вопросы и способы их разрешения, в том числе путём поиска более эффективных механизмов взаимодействия.
Прежде всего, были даны разъяснения по правовым основам взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ, иных органов власти с высшими учебными заведениями и региональной правовой базы по взаимодействию на уровне Республики Калмыкия и КалмГУ.
Далее рассмотрены "Мероприятия как формы взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества с опорным университетом”.
Исходя из имеющейся федеральной и республиканской правовой базы, были выделены нормативно установленные мероприятия и предположены иные мероприятия, возможные в пределах законодательства.
На конкретных примерах выделены мероприятия, реализация которых в сфере юриспруденции и управления осуществляется в рамках существующих административных процедур и соглашений сторон, и новые, внедрение которых возможно путем совершенствования нормативной правовой базы или договорных отношений.
Для охвата наиболее широкого круга правоотношений и упорядочения целесообразно предложена классификация этих мероприятий: по исполнителям как субъектам мероприятий; по времени реализации; по характеру действий.
И в заключение, по видам классификации, были озвучены предложения по совершенствованию взаимоотношений сторон в сфере юриспруденции и управления.
Как было отмечено в прозвучавших докладах, в рамках проводимого разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами произошло существенное перераспределение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области образования.
Так, региональные власти получили больше полномочий и самостоятельности в вопросах, касающихся финансирования дошкольных и общеобразовательных учреждений, установления системы оплаты труда образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта. К бюджетным обязательствам субъекта РФ было отнесено также предоставление начального и среднего профессионального образования. Однако, что касается высшей школы, то у субъектов РФ практически не осталось правовых оснований для развития на своей территории высшего профессионального образования. Тем не менее, проведенный тщательный анализ законодательства и опыт других субъектов показывают, что взаимодействие вузов и региональной власти возможно и приносит ощутимые результаты.
Правовой основой региональной политики в отношении высшего профессионального образования является ст. 72 Конституции России, согласно которой общие вопросы воспитания, образования, науки находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Участие органов власти субъекта федерации в развитии высшей школы обусловлено необходимостью ориентации региональной системы высшего образования на подготовку высококвалифицированных специалистов для тех отраслей экономики, которые определяют социально-экономическое развитие региона.
Без эффективного взаимодействия между региональной властью и высшими учебными заведениями эту задачу не решить.
Занда БАСАНГОВА
Фото из открытого источника