Завтра в России отметят 325-летие военно-морского флота.
В становлении и укреплении Российского флота принял непосредственное участие наш соплеменник Д.С. Калмыков (1687-1746 г.г.). Он автор «Морского устава» и «Морских сигналов русского флота». Им был накоплен большой практический опыт преподавания морских дисциплин. В 1742 году многие его наработки вошли в обиход Российского флота и были опубликованы как «Генеральские сигналы».
Калмыков принимал участие во многих морских сражениях, имел много отличий, командовал Кронштадским фортом. Его необычная судьба привлекала внимание писателей, историков, кинематографистов. История о нерадивом барине и его сметливом слуге упоминается в двух советских фильмах о Петре Великом, в повестях, рассказах, исторических очерках.
При Петре I одной из важнейших обязанностей дворян- недорослей была учеба. Стране необходимо было множество профессий, но прежде всего специалистов военного профиля: артиллерийских офицеров, навигаторов, инженеров-строителей крепостей, командиров частей и соединений, лекарей и т.д. Большинство юношей с усердием овладевали науками, приобретали необходимый опыт.
Петр I строго следил за качеством получаемого образования. На одном из таких смотров состоялась встреча Петра I с молодым денщиком дворянина Спафариева, посланного в 1706-1712 гг. в Англию обучаться штурманскому делу. Спафариев, испугавшись воды и трудностей учебы, заставил выходить в море и изучать вместо себя курс мореходцев своего смелого и способного денщика. А теперь по прошествии стольких лет предстояло выдержать экзамен самого царя, Спафариев не смог ответить ни на один вопрос Петра I и сознался разгневанному царю, что курс мореходства прошел вместо него его денщик-калмык. Царь приказал привести денщика и устроил ему настоящий экзамен.
Молодой калмык четко и уверенно ответил на все вопросы царя. Петр I был удивлен и обрадован денщика, успешно овладевшего необходимыми навыками моряка, произвел его в старшие офицеры, дав ему фамилию Калмыков и в дальнейшем всячески опекал, а дворянина Спафариева разжаловал в матросы. Так, при Петре Великом началась карьера нашего соотечественника контр-адмирала Дениса Спиридоновича Калмыкова.
Для бывшего денщика наступили напряженные, полные опасностей и невероятных трудностей годы - морской службы на благо России. Боевое крещение молодой офицер получил на Балтике, во время великого морского сражения со шведами.
Петровская эпоха оставила в истории государства многих выдающихся деятелей. Называя их имена, следует вспомнить об исключительном даре Петра I угадывать таланты и умело их использовать. В Петровские времена основаниями для продвижения по службе и успехов в карьере являлись не «порода», не происхождение, а знания, навыки и способности чиновника или офицера.
И не зря, ведь юноша проявил себя как блестящий моряк, сподвижник Петра I и продолжатель его дела. Сначала Денис Калмыков был отправлен в Англию проходить штурманскую практику, где в совершенстве овладел не только искусством военной навигации, но английским и голландским языками. Затем, уже вернувшись в Россию, он получил распоряжение ехать на Тырницкие заводы – руководить поставкой такелажей и якорей для российских судов.
Несколько лет Денис Спиридонович обучал гардемаринов, преподавал штурманское дело, разработанную морскую сигнализацию.
За особые успехи офицеру Калмыкову было пожаловано дворянство, и он снискал большое уважение не только среди российских офицеров, но и среди высоких государственных особ. Впрочем, на протяжении всей жизни он намного комфортнее себя чувствовал в море, нежели на званых приемах.
При Елизавете Петровне он был назначен экспертом коллегии по морским делам, переводил английский морской регламент и устав для последующей корректировки российского устава.
Подготовил Эрдэм Заянов