27.04.2024, 16:05

28 декабря исполнится 80 лет самой страшной странице в истории калмыков. Сквозь призму десятилетий не утихают боль и горечь народа.

В самый канун нового года, 28 декабря 1943 года, вышло постановление Совнаркома СССР №1432/425СС «О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР». Документ устанавливал порядок выселения калмыков в края и области огромной Сибири. Выбор даты иначе как подлым глумлением не назовешь. Территория республики была освобождена от фашистских оккупантов, мужчины и юноши Калмыкии героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, труженики тыла от мала до велика работали на общую победу. Население автономии построило стратегическую железную дорогу Астрахань – Кизляр. С каждой новой военной победой у людей крепла надежда на победоносное завершение войны. Близился новогодний праздник. И в одночасье все рухнуло.

Операция по выселению калмыков носила кодовое название «Улусы». В ней были задействованы 2975 офицеров НКВД и третий мотострелковый полк НКВД. Согласно википедии, в ходе первого этапа операции «Улусы» было сформировано 46 эшелонов, которыми в теплушках были вывезены 93139 человек, или 26359 семей. В течение января 1944 года было депортировано еще 1014 человек. А весной карательная система добралась до калмыков, проживавших в соседних регионах, в Сибирь было отправлено еще 3714 человек.

В Элисте людей сгоняли в любимое место отдыха горожан – кинотеатр «Родина». Новый мост в Астрахани был испытан на прочность эшелоном с выселенными из родных мест калмыками. Это, вообще, за гранью понимания. Впрочем, о гуманности сталинского режима, который расправлялся с целыми народами, говорить не приходится.

Невозможно представить ужас выселения – ранний час, лютый мороз, полчаса на сборы, плач детей, грозные команды военных, лай собак. Люди не понимали, что происходит. Почему выселяют? За что? Ведь калмыки отважно сражаются на фронте. По статистике, которую обнародовали неохотно, калмыки были на первых строчках по числу героев Советского Союза в пересчете на душу населения. Выдуманная причина пособничества с врагами была, что называется, «шита белыми нитками». Но сталинско-бериевский маховик подавления недовольства работал в полную мощь.

Дорога в Сибирь проходила в нечеловеческих условиях. «Телячьи вагоны» не имели никаких удобств кроме сколоченных нар, открывали их только на станциях. И тогда вдоль насыпи вырастали горки окоченевших трупов. Люди бежали за кипятком, чтобы макать в него черствые комья хлеба. Дорога и первые месяцы в суровом сибирском краю выкосили огромную часть калмыцкой нации.

Трагедия народа интерактивным эхом отражается в Национальном музее им. Пальмова, где много лет работает экспозиция. Теме депортации посвящены книги, фильмы, стихи.

Вспомним Давида Кугультинова: «В то время гнев несправедливый, дикий // Нас подавил... И свет для нас потух // И даже слово самое – «калмыки» // Произносить боялись люди вслух».

Каждый год в День памяти и скорби жители Элисты приходят к памятнику «Исход и Возвращение», чтобы помянуть родных, близких, дорогих сердцу людей. Возлагают цветы, зажигают лампадки, проводят ритуалы. Бесчеловечное преступление депортации, страшная несправедливость навечно в сердце и душе каждого калмыка.

Валерий Асархинов

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки администратором.


Защитный код
Обновить