19.05.2024, 06:48

В далекие шестидесятые годы - после публикации повести "Три рисунка" - стало очевидным, что именно Алексей Балакаев займет одно из центральных мест в калмыцкой литературе XX века. С творчеством Алексея Балакаева была связана тема, о которой никто до этого не говорил открыто.

Как-то однажды в газете напечатали указ о награждении человека, ценой своей жизни спасшего двух женщин. Эта заметка напомнила Балакаеву случай на станции Чернореченской в Сибири, свидетелем которого он был сам. "В один присест, без сна и отдыха, за два дня" Алексей Гучинович написал свои знаменитые "Три рисунка". После публикации повести в журнале "Юность",  со всей страны шли письма, откликнулись даже сценаристы и кинорежиссеры ВГИКа, спрашивая разрешения на экранизацию.

И через десятилетия повесть также волнует, в 1993 году литературовед Жиижян Эрдни-Байир из Синьцзяня проникновенно написал: "Чем больше читаешь "Три рисунка", тем сильнее она пронизывает твое сердце, вызывает печаль и порождает саднящую боль, ты оказываешься во власти состраданий. Это и есть художественное волшебство. Невозможно говорить о таинстве этого мастерства, оно очень высоко. Посредством такого волшебного мастерства показан один из трагических периодов судьбы калмыцкого народа".

“Феномен Балакаева приковывает к себе внимание всех, кто хоть однажды прикоснулся к его творчеству. Отныне писатель будет будоражить умы и функционеров от критики, и поклонников.

В настоящее время обнаруживается стремление прочитать произведения писателя в социальном аспекте. Это вполне закономерно, когда народ пытается разобраться в истоках современной социальной структуры. Для осмысления этой проблемы творчество Балакаева Алексея Гучиновича, в котором заложен философский потенциал, дает богатый материал. В его работах отражена современная действительность. Писатель исследует результаты изучения социального переустройства общества, а сюжеты черпаются им из народной жизни. Эта идея народной жизни является одной из определяющих в художественном мире Балакаева. Ее явление было вызвано, по-видимому, подсознательным стремлением художника, вышедшего из глубин народа, смоделировать процесс аккумуляции отдельной личностью огромных возможностей народного разума и таланта. Это обозначилось уже в раннем творчестве писателя. Лучшие книги писателя - социальные романы, в которых он показывает жизнь современной молодежи. Истоки гуманизма автор видит не только в особенностях характеров, но и в общественных условиях, породивших эти характеры”, - писал литературный критик  Иван Мацаков. Волнующая тема о подрастающем поколении, высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру в осуществление идеального мироустройства ценой жертв. Балакаев создает ряд произведений, в которых идея народной традиции оказывается доминирующей. В своих трудах автор впервые акцентирует внимание на человеке, который только тогда обретет свою сущность, когда поймет свое предназначение.

Алексей Гучинович создал более семидесяти книг, и это, несмотря на то, что автор серьезно трудился над каждым своим "детищем", воплощая увиденное, услышанное и, глубоко прочувствовав, пропускал все через свое сердце. В семидесятые - восьмидесятые годы все зачитывались его книгами "Красавица Саглар", "Звезда над Элистой", "Судите меня сами", "Золотая Бумба". Каждая новая работа тут же становилась бестселлером благодаря историческому и художественному содержанию, эмоциональному воздействию на читателя, что является несомненным свидетельством популярности его произведений, подтверждая слова московского литературоведа Ю. Розенблюма о том, что "проза Балакаева светла и радостна…".

Многообразие жанров творчества говорит о таланте, о природном даре: рисунки, стихи, проза, пьесы. Как писал А. Сусеев в 1979 году: "Нет такого жанра, где Алексей Балакаев не достиг бы определенных высот". Тот самый С. Сартаков, давший путевку в жизнь молодому Балакаеву в Сибири, через многие годы, в 1982 году писал: "Для меня он по-прежнему Алёша… Теперь он - автор десяти поэтических сборников, пяти романов, более десятка повестей и пятнадцати пьес. Удивительная работоспособность и многосторонность".

Тепло сложились отношения Алексея Гучиновича с Исаем Калашниковым - автором романа о Чингисхане. В 1980 году Калашников писал Балакаеву: "Без всякого желания польстить говорю: молодец! У тебя есть завидное качество - одухотворять вещи, которых касаешься пером… А ты многое можешь. Главное, я увидел еще одну грань твоего дарования. За каждой строкой вижу большую исследовательскую работу. Так что еще раз убеждаюсь, что писать исторические вещи тебе сам Бог велел!".

В семидесятые годы уже говорят о значительности того, что сделано Алексеем Балакаевым не только в калмыцкой, но и в всесоюзной литературе.

Читая его книгу "Моя жизнь, моя правда" удивляешься бесконечной мудрости автора. В своих статьях он с такой искренней теплотой пишет о "братьях" по перу. "Не в моих правилах долго обижаться и держать камень за пазухой".

Запомнились слова Морхаджи Нармаева, сказанные о Балакаеве в 1962 году: "Никто еще так не писал!". "В марте 1964 года  благодаря Бадме Эрдниеву  в Калмыцком драмтеатре была поставлена лирическая комедия "Верность". Если бы не эта удача, неизвестно, как сложилась бы моя судьба как драматурга".

Тимофей Бембеев, тогда председатель Союза писателей Калмыкии, предоставляя слово Балакаеву А. Г., назвал его "многостаночником", "имея в виду многожанровость моего творчества".

Вот строки, посвященные Вере Шуграевой: "Писать трудно, а писать для детей трудно вдвойне. Знание детской души и детского характера помогают поэтессе рассказать об очень серьезных делах тонко, понятно и поэтично… У Веры Шуграевой удивительный дар понимания детской психологии". 

Можно только представить, насколько дороги были  слова поддержки молодому поэту Григорию Кукареке: "Журавли над Манычем" - так назвал свой первый сборник стихов молодой поэт. Само название настраивает на лирический лад, и от книги веет дорогим и родным".

"Рифмовать строки могут многие, но писать хорошие стихи - удел немногих" - это уже о Николае Санджиеве.

1997 год. Выдержка из статьи "Благодарный поклон старшему": Лиджи Инджиев был издателем первого сборника стихов "Первая весна". С ним связаны первый договор Балакаева с издательством, его первый гонорар за книгу. Однажды Инджиев растрогал Алексея словами: "Я по стилю и языку догадался, что это твой перевод, полезная работа." (речь идет о переводе "За Кремлевской стеной").

О Петре Надбитове: "Я знаю Петра Надбитова давно, с тех пор как он пришел в ансамбль "Тюльпан". Будучи солистом ансамбля, Петр отличался среди коллег склонностью к выдумкам и созиданию. Возглавив ансамбль, Петр ошеломил нас новыми танцами. Даже привычные нам танцы в его постановке обрели свежесть и звонкость".

Со словами особой теплоты и любви писал о династиях Эрдниевых, Манджиевых, Чонкушовых, Надбитовых.

В 1998 году Василий Чонгонов писал: "Для нас, поколения, родившегося в Сибири и выросшего в степи, автор "Трех рисунков", слов очень популярной песни "Элистинский вальс" был недосягаемой знаменитостью. После личного знакомства ненавязчивое, бескорыстное покровительство Алексея Гучиновича сопутствует моему творчеству".

Проницательный мыслитель, знаток человеческой природы умел не только мыслить, но и страдать, любить, негодовать. Алексей Гучинович с горечью писал и свято верил: "Калмыцкий государственный театр больше не носит имя своего лучшего автора. Но я верю, что справедливость будет восстановлена".

"Писатель-реалист ХХ века, сумел передать дух своего времени, его творчество - пример великой любви к своей Родине"- говорит Григорий Кукарека. Действительно, Калмыкия, история родного народа - неиссякаемый источник вдохновения творца. Но все же подлинным источником, творческой искрой была его любимая, верная спутница жизни Цагансар Мукукеновна, которую он называл  "солнце моей жизни". 

Лето 1955 года было памятным для  Алексея Гучиновича: "произошло самое счастливое событие в моей жизни - я встретил Цагансар, свою будущую жену… Она оказалась светлым и великодушным человеком, верной и надежной подругой жизни… Без стойкости и мудрости Цагансар я бы не справился с многочисленными испытаниями".

В честь А. Г. Балакаева названы улицы в Калмыкии и Астраханской области, его имя носят библиотеки в Элисте и в Цаган Амане. На стене дома, где долгое время жил народный писатель, установлена мемориальная доска. У библиотеки, носящей его имя, в восьмом микрорайоне стоит скульптурная композиция Нины Евсеевой, посвященная писателю. Астраханский поэт В. Ерофеев писал в 1994 году:

В поселке Барун, гордость не утаю,

Улица носит фамилию твою.

Так пожелали друзья-земляки,

Ценя твой талант, мудрость каждой строки.

А значит, живешь ты на свете не зря,

Прекрасные книги народу даря.

Этому великому человеку судьба уготовила непростой путь. Он сын своего времени, не предшествовал времени, а творил его, он сам - время. Он жил на Земле и был земным человеком, наполнив свою жизнь до предела остротой чувств, радостями, горестями. Как писал Валерий Прокопенко о Балакаеве: "Его книги всегда любимы и читаемы, они - послание в будущее, новым поколениям".

Однажды Алексей Гучинович написал:

Но вот каким-то утром светлым

Даль приоткроется, маня,

И я уйду в обнимку с ветром…

Его слова оказались пророческими. Алексей Гучинович ушел  утром 9 мая.

Хочется верить, раз на Земле не осталось времени и сил на обычную человеческую жизнь, там, на небесах для Алексея Гучиновича Балакаева главным и единственным станет служение Слову, которым он, как никто другой, владел в совершенстве.

Мария ДОРДЖИЕВА

Добавить комментарий

Комментарии публикуются после проверки администратором.


Защитный код
Обновить