Изготовление калмыцкой домбры является уникальным искусством, которым сегодня владеют лишь единицы мастеров. Один их них – Савр Дедников.
При входе в небольшую мастерскую, расположенную в колледже искусств им. П.О. Чонкушова, сразу погружаешься в мир творчества и музыки. Стены увешаны различными инструментами, а посередине комнаты – верстак с деревянными заготовками будущих инструментов.
Кропотливым занятием наш герой начал увлекаться еще в школьные годы. Любил изготавливать различные предметы из дерева и параллельно занимался музыкой. Сначала по примеру сестры учился в музыкальной школе игре на фортепиано, а после десятого класса поступил в музучилище по классу «контрабас». Затем была служба в армии, но после демобилизации продолжил учебу в училище.
«В то время остро ощущалась нехватка инвентаря. Мне пришлось самому ремонтировать смычок, вырезать колодку, подклеивать. Я очень заинтересовался этим делом, так и пошло», - вспоминает Савр Сергеевич.
По его словам, в начале 2000 годов по приглашению Аркадия Манджиева в Калмыкии работали два известных мастера по изготовлению домбры из Казахстана. Была набрана группа прикладников, которых впоследствии обучали основам изготовления домбры. Правда, не все продолжили заниматься этим искусством.
В период учебы в Астраханской государственной консерватории Савр Дедников набирался опыта у местных мастеров. К слову, музыкальную карьеру он начинал в камерном оркестре, а затем в Государственном симфоническом оркестре Калмыкии, где и работает контрабасистом по сей день.
«На изготовление одного инструмента уходит две-три недели. В кропотливой работе очень важен выбор древесины. Самые качественные домбры получаются из канадского клена, также использую орех, ель», - делится мастер. Кстати, материалы он заказывает из Краснодара, Дагестана и других регионов.
Сам процесс очень трудоемкий. Делаются деревянные заготовки, которые потом склеивают, сушат и т.д.
«Самое сложное – настройка ладов, проверка тембра, звучания. Погрешностей быть не должно, иначе весь труд насмарку», - отмечает наш герой.
В месяц он изготавливает несколько инструментов. В основном заказывают домбру учащиеся музыкальных школ, а также соотечественники из-за рубежа.
«В последние годы проблема изготовления народных инструментов стоит остро. Передавать мастерство некому. Молодое поколение не интересуется музыкой, считает, что это не престижно, лучше быть адвокатом, бухгалтером или айтишником. А настоящий мастер должен быть музыкантом, владеть игрой на любом инструменте, уметь настраивать его», - считает Савр Сергеевич.
По его словам, калмыцкая домбра является символом культуры нашего народа. Сегодня под ее аккомпанемент исполняются не только народные песни, но и мировые классические мелодии.
«Современные юные домбристы - настоящие виртуозы. Легко исполняют и народную музыку, и Баха, и Моцарта в переложении», - отмечает Савр Сергеевич.
В любом творческом процессе необходимо вдохновение. От музыки и кропотливой работы в мастерской Савр Дедников отвлекается, проводя свободное время в гараже, ремонтируя старенькую Ауди-80.
Гиляна МАМОНОВА